В России автомобили марки Lada занимают доминирующее положение на рынке, тогда как в Германии они существуют где-то на периферии. Только лесники, фермеры и пара неистребимых фанатов сохраняют верность этой марке. Посещение совершенно особенной штаб-квартиры автомобильной фирмы.
«Так поезжай тогда в Букстехуде», — так звучит крылатое выражение. На самом деле этот небольшой город с забавным названием, расположенный к югу от Гамбурга, является синонимом малозначимого места. Именно там — в Букстехуде (Buxtehude) — и располагается штаб-квартира фирмы Lada Deutschland. Случайность или символ? Само месторасположение этого представительства, вероятно, наилучшим образом отражает то состояние, в котором находится эта российская автомобильная марка в Германии.
Когда говорят «штаб-квартира фирмы» или «центральное представительство в Германии», и речь идет об автопроизводителях, то возникает представление о представительных зданиях. Впечатляющие дворцы, где за большими стеклами представлена актуальная палитра моделей, блистающих в особым образом установленном свете. Полы из мрамора и ковры, приглушающие шум. Тогда как при посещении штаб-квартиры фирмы Lada, скорее, возникают мысли о жидком навозе.
Представительство этой фирмы расположено в невзрачном жилом и промышленном районе в Букстехуде. С противоположной стороны дороги раскинулись пашни и луга. На самом участке расположен технический центр, а также отдельно стоящий дом. На верхнем этаже живут несколько семей, а на нижних этажах обитает Lada. На первом этаже находится демонстрационный зал, который больше похож на запущенную мастерскую с выцветшими плакатами на стене. А выше этажом располагаются обычные офисные помещения, где коридоры покрыты ковровыми настилами с пятнами.
Правителем этой на первый взгляд немного печальной империи является Дитер Трцаска (Dieter Trzaska), глава компании Lada Deutschland. Он энергично расхаживает по двору и рассказывает об автомобилях марки Lada. Но он может и помолчать, когда, например, что-то хотят сказать его сотрудники. Трцаска немного похож на свое представительство — он добродушный.
Наиболее продаваемым автомобилем у Трцаска является олдтаймер Lada Taiga, более известный как Lada Niva. Вот уже 38 лет этот автомобиль выпускается без существенных изменений. Около 1100 удостоверений о допуске к эксплуатации было выдано в 2014 году Федеральным автотранспортным ведомством на эти машины — немного, но одновременно в этом и состоит удача Трцаска. Потому что автомобиль Lada Taiga еще может появляться на улицах только потому, что он выпускается небольшими сериями и поэтому имеется возможность обходить действующие нормы Евросоюза.
Таблички с надписью «Made in Russia» соскоблили
«Нам нужны автомобили, которые бы соответствовали европейским правилам», — так описывает Трцаска свою дилемму. Его надежды связаны с малолитражкой Kalina. Этот автомобиль на фоне других моделей Lada выглядит вполне достойно. Журнал Auto Bild назвал удлиненную модель Kalina «самым дешевым автомобилем комби в Германии». «Мы скоро получим эти модели», — обещает Трцаска. Пока была доставлена одна партия — поздней осенью 2014 года. Следующая партия ожидается в течение ближайших недель. Если все будет нормально.
Но пока в Букстехуде бампер к бамперу стоят одни внедорожники на парковке перед техническим центром, а также на лужайке за домом. На заднем стекле у них наклеены яркие этикетки с названием марки автомобиля и с надписью «Made in Russia». Но сотрудники центра часто соскабливают их, потому что так просят сделать клиенты. Украинский кризис негативно сказывается на имидже России — и косвенным образом на марке автомобилей. У Трцаски на этот счет другое мнение. «Мы не имеем отношения с политике», — спокойно говорит он, быстро передвигая при этом две визитные карточки, лежащие перед нам на столе в помещении для переговоров.
Тем не менее Трцаска удается превращать кризис в бизнес. Российская экономика слабеет, введенные против России санкции действуют, и в результате рубль теряет свои позиции по отношению к евро. Поэтому фирма Lada Deutschland договорилась с компанией АвтоВАЗ о новых условиях — и смогла таким образом снизить цену на модель Kalina kombi до 6950 евро. То есть теперь она стоит на 2500 евро меньше, чем раньше, что позволяет ей в этом отношении опередить модель Dacia.
40 лет вкалывать, чтобы купить Lada
Дитер Трцаска продает автомобили Lada с 1975 года. Этот 68-летний мужчина хорошо знает эту марку — и знает слабости этих машин. Когда в 1999 году импортер автомобилей Lada в Германии объявил о своем банкротстве, этот уроженец Рурской области взял инициативу в свои собственные руки. Однако ему пришлось столкнуться с упорным сопротивлением центрального европейского импортера, располагавшегося на Кипре. «Они игнорировали наши потребности», — говорит Трцаска. Но сегодня пути стали более прямыми, и нет необходимости вести дела через бывшего европейского импортера. «Теперь нас в России слышат», — добавляет он.
Когда Трцаска перемещается по территории своей фирмы, то он сначала должен выйти из офиса, спуститься на один этаж и через демонстрационный зал и пройти к находящемуся напротив техническому центру. Там его сотрудники в основном занимаются доводкой автомобилей Taiga. Все по желанию клиента — можно снять задние сиденья, чтобы было больше места для мусоросборника (это особенно любят делать лесники и охотники). А еще есть возможность поставить установку для сжиженного газа (для тех, кто много колесит по городу). Трцаска ценит 4×4, то есть полный привод. Небольшое межосевое расстояние, повышенная проходимость. «Такого автомобиля больше никогда не будет!» — восклицает он. Пока Taiga ему помогает — количество продаж не падает, как и его возможности. Уже были прогнозы относительно завершения производства автомобилей Taiga, но Трцаска это опровергает, и в 2016 году он еще собирается продавать эту модель.
16 автомобилей сегодня находятся в его техническом центре. За исключением двух машин все остальные — это автомобили Taiga. Одна Priora — прошлым летом ее убрали с рынка — стоит перед подъемником. А вторая машина — это Granta. Должны появиться и новые Kalina. «Нам нужны такие машины, которые позволят вновь увеличить продажи», — говорит Трцаска.
Гордость былых времен
В былые времена автомобили Lada были витринной вывеской — по крайней мере, в восточной части Европы. Первый внедорожник на Украине? Lada Niva. Седан, вызывавший восхищение у соседских детей во времена ГДР? Shiguli. Основанный на технологиях фирмы Fiat автомобиль Lada привнес элемент западной роскоши в социалистическую Германию, и его ценили даже на тогдашнем Западе.
Однако за несколько десятилетий палитра автомобилей этой фирмы покрылась патиной. Результат: в конце 1990-х годов автомобили Lada перестали продаваться, а завод АвтоВАЗ находился под финансовой капельницей российского правительства. Сегодня этим российским предприятием руководит альянс Renault-Nissan. После заключения соответствующей сделки появился необходимый свежий капитал, который был инвестирован в современное производство и новые модели.
Техническое оснащение автомобилей остается простым, но, тем те менее, оно отвечает современным требованиям, а бывший дизайнер компании Daimler Стив Маттин (Steve Mattin) обеспечил им современную форму. Бу Андерссон (Bo Anderson) — первый нерусский, возглавивший АвтоВАЗ. Этот швед призван сделать так, чтобы автомобили Lada вновь стали успешными в этой стране. Европа, и прежде всего Германия, является для него интересными рынками.
Что-то уже происходит на фирме Lada, однако потребуется время для того, чтобы изменился имидж этой марки в Букстехуде. «В автомобильном бизнесе так не бывает — нельзя просто перевести тумблер в другое положение, чтобы все изменилось. Такие вещи требуют времени», — говорит Трцаска. Он готов ждать результатов от новой команды Бу Андерссона на АвтоВАЗе в России. А, с другой стороны, что ему остается делать? В долгосрочной перспективе доля автомобилей Lada в Германии может составить 0,5%. Это означает примерно 9 тысяч проданных автомобилей в год. Но пока это только мечты. Планы на этот год — 2500 машин.
И он по-прежнему продолжает ждать новую партию автомобилей Kalina. А также автомобилей Lada Vesta, которые появятся в октябре. С ними дела должны пойти лучше. Vesta — первая модель фирмы Lada, которая с самого начала отвечает всем европейским стандартам, подчеркивает глава АвтоВАЗа Бу Андерссон. «Vesta будет хорошей машиной», — убежденно говорит Трцаска.
Однако полной уверенности относительно будущего у главы фирмы Lada Deutschland нет. Об этом свидетельствуют запястья его рук: на левой руке он носит современные Smartwatch, а на правой — классические наручные часы. Так-то оно надежней.