Уже четвертый год продолжается противостояние в Сирии, отмеченное резкими взлетами и падениями, словно синусоида. Можно не сомневаться, что за это время Башар Асад позабыл о спокойном сне, ведь ему пришлось столкнуться с таким кризисом, аналогов которого не было за весь период его правления. Необходимо учесть, что нестабильная ситуация возникла не только в отношении государственных властей Сирии, но и коснулась других региональных игроков, таких как Российская Федерация и Исламская Республика Иран. Несмотря на это, кризис в стране продолжают разжигать, с одной стороны, Саудовская Аравия, Катар и Турция, а с другой — Соединенные Штаты и Европейский Союз.
Оставляя в стороне вопрос о том, что именно спровоцировало народные протесты в Сирии — продолжение арабской весны или какие-либо другие факторы — невозможно не отметить в этом отношении вмешательство некоторых региональные и внерегиональных стран. С одной стороны, Российская Федерация и Исламская Республика Иран старались защищать требования ни в чем не повинного сирийского народа и сохранять региональную стабильность, полностью поддерживая при этом правительство Башара Асада, а с другой — Соединенные Штаты с астрономическими финансовыми вливаниями Саудовской Аравии и Катара добивались дестабилизации ситуации в Сирии, чтобы тем самым ослабить геостратегические и геополитические позиции двух политических оппонентов США — России и Ирана. Одновременно с этим противоборство осложнило и желание Саудовской Аравии и Катара составить конкуренцию набирающему силу Ирану.
В своей статье мы постараемся определить, что представляют собой общие интересы России и Ирана в Сирии. Для этого в первую очередь необходимо дать оценку политике США по сирийскому кризису и таким образом прояснить контекст сложившейся ситуации. К тому же анализ стратегии противника поможет более адекватно представить себе те возможности и угрозы, которые существуют для России и Ирана на Ближнем Востоке.
Стратегия США по сирийскому кризису
С 1997 года и по настоящее время Совет национальной разведки США, состоящий из 16 разведывательных органов, каждые четыре года с избранием нового президента страны представляет ему лично отчет о тех политических процессах, которые прогнозируются в будущем. Основываясь на этом документе, можно сформулировать и оценить перспективу стратегических планов США. В последнем таком отчете отмечается, что до 2030 года ситуация на Ближнем Востоке резко изменится и на смену скачкообразному развитию в регион придет хроническая неустойчивость и конфронтация. В связи с этим стратегия Белого Дома сводится к тому, чтобы путем поощрения разного рода волнений в Сирии и Ираке и с учетом этно-религиозного раскола в этих странах нанести урон интересам России и Ирана. Другой целью американской стратегии является решение данного кризиса только при условии постепенного ослабления мощи Москвы и Тегерана. С другой стороны, Совет национальной разведки отдельно делает акцент на России и Иране и в будущем прогнозирует им столкновение с самыми разными кризисами.
Принимая во внимание данный отчет, политическую стратегию Соединенных Штатов можно определить следующим образом: на повестке дня Белого Дома не значится урегулирование сирийского кризиса, вместо этого особое значение имеет установление синусоиды кризиса, чтобы начиная с 2012 года ничего принципиально не менялось.
Кроме того, региональные союзники Америки (Саудовская Аравия, Катар и Турция) пытаются нанести мгновенный удар по Сирии и используют для этого все свои ресурсы. В некоторых случаях США действуют как тормоз, однако это вовсе не означает, что американские политики хотят мира или выступают против военного вторжения. Они специально устроили все таким образом, чтобы в регионе перманентно существовала кризисная ситуация.
Необходимо учесть и тот факт, что данная программа реализуется для воплощения идеи о «Большом Ближнем Востоке», а развязывание кризиса хотя бы в краткосрочной перспективе ставит под угрозу интересы Российской Федерации и Исламской Республики Иран. Если же прогнозировать ситуацию на более протяженный период времени, то кризис ослабит и региональные государства, такие как Саудовская Аравия, Катар и Турция, существенным образом изменит их границы и, в конечно итоге, приведет к падению их мощи на внутреннем, региональном и международном уровнях.
Интересы Российской Федерации в Сирии
Ранее Кремль заключил с правительством Башара Асада разного рода стратегические договоры в политической, экономической и военной сферах, поэтому в случае его свержения и прихода к власти прозападных сил в Дамаске российские интересы столь же пострадают, как сейчас в Киеве.
Вполне очевидно, что одной из задач России в Сирии является сохранение там своей военно-морской базы. Похоже, русские по-прежнему помнят о заветах Петра Великого и считают красной чертой своих стратегических интересов выход к открытым водам. Для Кремля Средиземное море и особенно его восточная часть имеет огромное значение. Согласно заключенному контракту, Дамаск предоставил Москве пользоваться военной базой в порту Тартуса вплоть до 2042 года. По этой причине устранение Башара Асада, равно как и бегство из Украины Виктора Януковича, станет для Москвы настоящей проблемой. Русские прекрасно осознают, что Сирия — это не Украина, а Тартус — не Крым, поэтому пытаются изо всех сил сохранить у власти правительство нынешнего сирийского президента. Также следует отметить и то, что Сирия является одним из крупнейших рынков для российской продукции, в том числе и вооружения, а наличие такого рынка, особенно в условиях нынешнего введения антироссийских санкций, означает для России получение значительных прибылей.
Угрозы российским интересам в Сирии
Из-за сирийской проблемы Россия вступила в открытое противостояние с Соединенными Штатами и официально заявила о своем несогласии с приходом к власти в этой арабской стране прозападного правительства. По всей видимости, здесь можно привести аналогию с падением пророссийского правительства Януковича в Киеве. Конечно, мы можем не верить в существование послания Белого Дома Кремлю с требованием отдать Сирию Америке в обмен на Украину, однако не вызывает никаких сомнений тот факт, что из-за сосредоточения на решении сирийского кризиса, Россия стала уделять меньше внимания ситуации на Украине и это создало для Путина массу трудностей. Они не коснулись проблем военной базы в Крыму, однако против России были введены жесткие санкции, удвоившие ее экономические затраты. За истекший год сохранение Крыма привело к огромному ущербу, но на защите Сирии российское руководство потеряло еще больше.
Интересы Исламской Республики Иран в Сирии
С точки зрения Ирана, Израиль — это раковая опухоль, которую необходимо удалить с тела планеты, а Сирия — это передний край фронта и своего рода острие шиитского полумесяца, который ведет борьбу с оккупантами Иерусалима. Исламская Республика Иран доказала Саудовской Аравии, Катару, Турции и даже Америке, что даже если она останется единственной страной, защищающей лично Башара Асада и поддерживающей сирийский народ, то все равно имеет силы добиться поставленных перед собою задач. Иран также доказал свою эффективность в процессе мирного урегулирования сирийского кризиса и все вовлеченные в нее стороны осознали, что если представителей Тегерана не будут приглашать на заседания, посвященные обсуждению данной проблемы, они не увенчаются никаким успехом.
Угрозы иранским интересам в Сирии
Падение правительства Башара Асада и приход к власти в Дамаске прозападных политиков создаст все необходимые условия для установления господства в этом регионе Израиля, что представляет собой самую большую опасность для Исламской Республики Иран. Для сохранения у власти нынешнего сирийского президента Иран был вынужден в определенных случаях закрыть глаза на некоторые проблемы, что привело к давлению на него со стороны СМИ и правозащитных организаций, хотя большая часть их критики и была безосновательной.
Общие возможности и угрозы интересам России и Ирана в Сирии
Противостояние давлению Соединенных Штатов и их союзников в Сирии и сохранение у власти ныне действующего там правительства отвечает интересам России и Ирана и является их общей целью. В самом начале сирийского кризиса многие наблюдатели сходились во мнении о том, что «красная черта» Тегерана немного уже, чем у Москвы (в том плане, что Россия выступает за сохранение антизападного правительства, а Иран настаивает на том, что у власти должен стоять именно Башар Асад). Однако на практике выяснилось, что сохранение у власти нынешнего президента Сирии является "красной чертой" обеих стран, потому как на сегодняшний день для защиты интересов России и Ирана нет лучшей кандидатуры за замещения его должности. Параллельно с этим Москве и Тегерану следовало бы уделять внимание и нападкам со стороны средств массовой информации, потому как сейчас обе страны столкнулись и с другим родом трудностей и теперь подвергаются давлению со стороны Запада в связи с якобы имеющим место несоблюдением прав человека. В связи с этим ситуация в Сирии может не только давать основания для критики со стороны правозащитных организаций, но и при верной информационной политике стать козырем против некоторых оппонентов, особенно Саудовской Аравии, Катара и Турции. Дело в том, в первую очередь на переговорах с сирийским правительством необходимо наметить гражданские и политические реформы, а после этого создать специальный информационный центр, чтобы противостоять спланированным атакам враждебных СМИ. Эта мера поможет предотвратить международное давление, на подобие того, которое испытала на себе Россия после присоединения Крыма, и предоставить ресурсы, которые можно будет использовать в качестве рычага давления в других сферах.
Исламский фундаментализм — еще одна серьезная проблема, угрожающая и России, и Ирану, однако при верной тактике и ее можно использовать в качестве новой возможности для оказания давления на Запад. Соединенные Штаты прекрасно осознают, что если по той или иной причине радикальный ислам начнет сосредотачиваться в других местах, то самый большой урон от этого в практическом плане понесет Европейский Союз, а сами США окажутся под ударом с моральной точки зрения. Потенциально Сирия может освободиться от фундаменталистов, однако на данный момент она является полем битвы, где их лидеры набираются практического опыта.
Разумеется, Россия понимает, что в случае возвращения фундаменталистов в Центральную Азию после получения такого богатого опыта ведения боевых действий справиться с ними будет непросто. Иран, в свою очередь, опасается того, что фундаменталисты, выпестованные Саудовской Аравией, дестабилизируют ситуацию на его границах. Россия и Иран в этом вопросе разделяют точку зрения Соединенных Штатов и исламский фундаментализм представляет серьезную угрозу для каждой из этих трех стран. В связи с этим Россия и Иран могли бы сделать акцент на такого рода угрозах и, направив острие исламского фундаментализма против американских интересов, внести раскол в блок западных государств и нарушить единство США и Саудовской Аравии.