За первые три месяца этого года российская валюта по своим показателям перешла из разряда худшей в мире в категорию лучшей, опровергнув прогнозы даже самых точных в своих предсказаниях аналитиков. Падение нефтяных цен до шестилетнего минимума и сокращение учетных ставок, что раньше являлось показателями ослабления рубля, сегодня отошли на второй план, и основным фактором здесь стало прекращение огня на Украине.
«Ни один из моих прогнозов по рублю не осуществился», — сказал в четверг Евгений Шиленков, возглавляющий департамент торговых операций московской инвестиционной компании «Велес Капитал». Шиленков предсказывал, что за квартал рубль ослабеет на 3,6%. «Такова наша новая реальность — налицо слишком много различных факторов, влияющих на рубль, слишком много элементов в рублевой матрице. Рубль абсолютно непредсказуем».
Чтобы оценить направление движения рубля, инвесторам надо следить за событиями на востоке Украины, говорит Саймон Кихано-Эванс (Simon Quijano-Evans), возглавляющий исследования развивающихся рынков в лондонском отделении Commerzbank AG. Его прогнозы за последние четыре квартала были самыми близкими к происходящему на рынке. Он предсказывает укрепление рубля на 3,9% в текущем квартале и повышение курса местных облигаций, поскольку продолжительное прекращение огня снижает перспективы ужесточения западных санкций, а нефть больше не падает в цене.
Курсовые колебания рубля — это основная проблема для аналитиков. Скрытая волатильность этой валюты за месяц в конце квартала была самой высокой в мире, что увеличило стоимость страхования обменного курса и усложнило прогнозы. В прошлом году рубль упал на 46%, что стало самым высоким показателем среди 31 ведущей валюты, которые отслеживает Bloomberg.
«Невероятно»
«Прогнозы по валюте — в принципе незавидная задача», — говорит московский аналитик Иван Чакаров, работающий Citigroup Inc. По данным Bloomberg, это вторая по точности рублевых прогнозов компания. Чакаров прогнозировал ослабление рубля в первом квартале. «В период повышенной турбулентности рынка, что происходит в России последние два месяца, делать прогнозы становится еще сложнее», — написал он в четверг по электронной почте.
Рубль в первом квартале окреп на 4,4%, хотя Банк России понизил свою учетную ставку в целом на 300 базисных пунктов, а нефть марки Brent стоила в среднем 55,17 доллара за баррель, или на 29% меньше, чем в предыдущие три месяца.
Сложные взаимодействия
Успехи первого квартала могут продолжиться и во втором. Об этом говорит главный экономист по России из лондонской Royal Bank of Scotland Group Plc. Татьяна Орлова. Российским компаниям надо будет приобретать меньше долларов, потому что выплат по долгам в иностранной валюте будет на 42% меньше, чем в период с января по март.
По прогнозам Орловой, к концу июня рубль укрепится по отношению к доллару на 5,1%, дойдя до показателя 55,4. Как показывает анализ Bloomberg, Royal Bank of Scotland занимает шестое место по точности рублевых прогнозов.
Чакаров с этим не согласен, и он свой прогноз строит на снижении нефтяных цен. Он считает, что во втором квартале рубль понизится на 13%, и за доллар будут давать 67 рублей, а Citigroup предсказывает, что превышение предложения над спросом достигнет своего пика, и цены снизятся до 40 долларов за баррель.
Торги в Нью-Йорке на прошлой неделе закрылись на отметке 49,14 доллара за баррель, а в целом с начала года цены на нефть опустились на 7,8%. Brent, которая используется в качестве эталона для ценообразования главной экспортной марки из России, за этот период опустилась на 4,2% до 54,95 доллара.
Рубль также зависит от изменений в экономике и событий на Украине.
Аналитики прогнозируют, что в первом квартале сокращение экономики составит 2,8%, но в четвертом квартале она неожиданно выросла на 0,4%. Хотя февральское прекращение огня между пророссийскими повстанцами и правительственными войсками Украины сняло обеспокоенность по поводу ужесточения западных санкций, стороны продолжают обвинять друг друга в частых нарушениях перемирия.
«Здесь налицо множественные и очень сложные взаимодействия различных факторов, которые влияют на обменный курс рубля и затрудняют прогнозы», — говорит Орлова из Royal Bank of Scotland.