Пока президент Алмазбек Атамбаев трубил о потенциале демократизации в Киргизии во время своего тура по Европе в конце марта, сотрудники киргизских спецслужб провели рейд в офисе правозащитной организации, наиболее известной тем, что защищает членов подвергающейся нападкам узбекской общины в городе Ош на юге республики.
Гражданских активистов давно беспокоит то, что члены скрытного ГКНБ — преемника советского КГБ — больше пекутся о защите собственных деловых интересов, чем о безопасности граждан. Это беспокойство еще больше усилилось после проведенного 27 марта рейда в ошском офисе организации «Бир Дуйно».
«Бир Дуйно» является правозащитной группой, список партнеров которой включает ряд правительств западных государств. Она известна работой, вызывающей раздражение спецслужб страны, в частности деятельностью по устранению последствий произошедших в 2010 году межэтнических столкновений, в рамках которых непропорционально больше пострадала узбекская община в городе Ош.
В последнее время «Бир Дуйно» взялась за ряд уголовных дел, включая процесс, в рамках которого сотрудники ГКНБ обвиняются в вымогательстве тысяч долларов у предпринимателя узбекской национальности. Во время обыска в офисе правозащитной организации 27 марта ГКНБ изъял материалы, касающиеся этого дела. Кроме того, «Бир Дуйно» занимается защитой популярного узбекского имама, обвиненного в феврале в экстремизме после того, как он сказал своим последователям, что правоохранители, под видом деятельности, называемой правительством борьбой с терроризмом, вымогают деньги у верующих. (Прим. ред.: «Бир Дуйно» получает поддержку со стороны сети фондов Сороса. EurasiaNet.org функционирует под эгидой отдельной структуры данной сети, нью-йоркского фонда «Открытое общество»).
Данная организация также является одним из инициаторов требований освободить Азимжана Аскарова, заслуженного узбекского правозащитника, известного разоблачением совершаемых милицией злоупотреблений. Аскарова арестовали после межэтнических столкновений в июне 2010 года по обвинениям в убийстве и приговорили к тюремному заключению в рамках судебного процесса, который, по мнению многих, был проведен с нарушениями.
Обыски в офисе «Бир Дуйно» и домах двух ее высокопоставленных юристов в городе Ош 27 марта последовали за арестом американского журналиста Умара Фарука (Umar Farooq) 25 марта. Ранее Фарук разговаривал с представителями этой организации в рамках проводившегося им исследования касательно межэтнической напряженности и случаев присоединения киргизских граждан к военным действиям в Сирии — двух политически щепетильных вопросов. «Бир Дуйно» сообщила в своем заявлении, что во время рейдов были изъяты документы, касавшиеся этих дел, а сотрудники ГКНБ допросили вышеупомянутых юристов, которых затем отпустили без предъявления обвинений.
Во время правления экс-президента Курманбека Бакиева, а также последовавшего за его свержением в 2010 году межэтнического конфликта, в адрес сил безопасности на юге республики звучали обвинения в использовании узбеков в качестве источника заработка.
«Имеются ли у нас нечистые на руку сотрудники сил безопасности, пользующиеся межэтнической ситуацией и ситуацией с религиозным экстремизмом, чтобы заработать денег? Я разделяю данное подозрение, — сказала EurasiaNet.org Айнуру Алтыбаева, депутат парламента, которую не пустили в офис «Бир Дуйно» во время обыска. — Мы пока не закончили чистку старой коррумпированной системы».
Хотя контроль правительства в Бишкеке над силами безопасности на юге республики усиливается, он там все еще «слабый», добавила Алтыбаева.
По утверждениям ГКНБ, большинство граждан Киргизии, которые, как считается, воюют сейчас на стороне Исламского государства (ИГ) в Сирии и Ираке, являются этническими узбеками. (Сколько конкретно киргизских граждан сражается в рядах ИГ достоверно не известно, но эта цифра, скорее всего, ограничивается двумя-тремя сотнями). Эти утверждения, возможно, являются верными, учитывая заметно большую религиозность этой общины. Но правозащитники высказывают опасение, что правительственные силы безопасности используют данные утверждения в качестве предлога для вымогательства денег у узбекского меньшинства.
По словам директора «Бир Дуйно» Толекан Исмаиловой, страхи по поводу роста популярности ИГ в Киргизии, судя по всему, дали силам безопасности возможность арестовать Рашота Камалова, популярного имама из города Кара Суу, являющегося этническим узбеком.
«Имам Рашот Камалов говорил людям на собраниях, что сотрудники ГКНБ под предлогом борьбы с терроризмом подбрасывают религиозным людям экстремистскую литературу, а затем вымогают у них взятки, — сказала она EurasiaNet.org. — Через несколько недель его арестовали, а еще несколько недель спустя они задержали и депортировали американского журналиста Умара Фарука, занимавшегося расследованием данного дела. Мы делаем выводы».
«Бир Дуйно» подала в Генпрокуратуру жалобу по поводу проведенного ГКНБ рейда.
Между тем, кое-кто опасается, что данный рейд является предвестником более серьезных проблем для активистом, выступающих за углубление демократизации. Гражданские организации нервно наблюдают за действиями парламента, который должен в этом месяце рассмотреть списанный с российской версии законопроект об «иностранных агентах». Если данный законодательный акт будет принят, его положения значительно ограничат деятельность неправительственных организаций. Исмаилова считает, что этот законопроект, 10 марта успешно прошедший этап слушаний в соответствующем парламентском комитете, таки будет принят, т.к. «его поддерживает Москва, а депутаты захотят заручиться поддержкой Москвы перед (парламентскими) выборами в ноябре».
Данный законопроект считается схожим по духу с так называемым законопроектом «о пропаганде ЛГБТ», принятым парламентом в первом из трех чтений 79 голосами «за» при 7 голосах «против».
Один западный дипломат назвал данные законодательные акты «темными тучами на горизонте».
Международное сообщество разочаровано позицией киргизских официальных лиц, «говорящих правильные вещи» о верховенстве закона, но не желающих призвать сотрудников спецслужб к ответу за действия вроде рейда в офисе «Бир Дуйно», сказал этот дипломат на условиях анонимности.
«Во время частных встреч они пожимают плечами и говорят, что «это юг» и что ситуация там сложная, — отметил дипломат в разговоре с EurasiaNet.org. — Мы отвечаем, что если Киргизия хочет считаться демократическим государством, от чего зависит доступ к финансовой поддержке со стороны доноров, то он должен быть демократическим для всех, включая узбеков, геев и неправительственные организации».