Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Хотят ли белорусы сопротивляться присоединению к России?

Лишь каждый пятый белорус стал бы сопротивляться гипотетическому вторжению России, свидетельствуют социологи. Оппозиция считает, что это много.

© РИА Новости Андрей Александров / Перейти в фотобанкСдача экзамена на "краповый берет" служащими белорусского спецназа
Сдача экзамена на краповый берет служащими белорусского спецназа
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В ходе опроса, проведенного в марте, на вопрос: «Если бы Россия вооруженным путем попыталась присоединить к себе всю территорию Белоруссии или ее часть, как бы вы действовали?», 18,7 процента респондентов выбрали вариант ответа «сопротивлялся бы с оружием в руках», 47 процентов — «стремился бы приспособиться к новой ситуации», 15 процентов — «приветствовал бы эти изменения».

Минск — В ходе опроса, проведенного в марте Независимым институтом социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ), на вопрос: «Если бы Россия вооруженным путем попыталась присоединить к себе всю территорию Белоруссии или ее часть, как бы вы действовали?», 18,7 процента респондентов выбрали вариант ответа «сопротивлялся бы с оружием в руках», 47 процентов — «стремился бы приспособиться к новой ситуации», 15 процентов — «приветствовал бы эти изменения».

С плакатами «За нашу и вашу свободу» на уличные акции в Беларуси выходит сегодня мизерное количество людей, но это не значит, что в случае реальной угрозы белорусы не поднимутся на защиту своей страны, говорят эксперты. Но есть и другие мнения.

Оппозиция: 19 процентов — это много

Несмотря на массированную пропаганду, сторонников «русского мира» в Белоруссии становится все меньше. Белорусы уже не считают себя русскими, как 15 лет назад, и стремятся в Европу, сказал в интервью DW Франтишек Вечерко, инициатор и активный участник многих проектов по продвижению белорусского языка, культуры и символики, в недавнем прошлом — лидер молодежного крыла партии «Белорусский народный фронт» «Моладзь БНФ».

Воевать, по его мнению, белорусы не хотят, потому что слишком много войн прошло катком по территории Белоруссии. Активистка «Моладзь БНФ» Екатерина Ромашкевич отмечает, что белорусы напуганы событиями на Украине, и война уже выглядит не абстрактно, как в случае с далекими иноземными конфликтами, а реально — с кровью и смертями.

Но если российские войска войдут в Белоруссию, белорусы будут защищать Отечество, как это было в Оршанской битве 1514 года, когда армия Великого княжества литовского разгромила превосходящее русское войско, уверен Вечерко. Белорусы — миролюбивый народ, но если надо, за себя постоят, говорит он. Такого же мнения придерживается и лидер Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько.

Почти 19 процентов готовых отдать жизнь за суверенитет — повод для радости — у нас есть, кому защищать Белоруссию, говорит глава Рады Международного консорциума «ЕвроБеларусь» Владимир Мацкевич. Вместе с тем он отмечает, что во всем мире люди считают ценностями любовь, богатство, здоровье, и очень немного, тех, кто постулирует ценности, за которые стоит умирать.

В условиях огромного влияния российских СМИ почти 19 процентов, то есть каждый пятый, — цифра внушительная, свидетельствующая о ценности суверенитета для белорусов, уверен зампредседателя движения «За Свободу», политолог Алесь Логвинец.

Ценности суверенитета не очень важны для белорусов

Иначе считает Александр Адамянц, директор Центра европейских исследований: лишь немногие в Белоруссии задумываются о ценности суверенитета, так как по ряду культурно-исторических причин здесь не успело сформироваться национальное самосознание, как, например, в Польше, Литве или на Украине.

Белорусы и русские настолько близкие народы, что белорусы не собираются воевать против русских, уверен Юрий Шевцов, директор Центра по проблемам европейской интеграции: «вопрос социологов поставлен в жесткой парадигме, нельзя белорусов ставить перед таким выбором».

Вопрос гипотетический, ответ соответствующий?

Лидер белорусской партии левых «Справедливый мир» Сергей Калякин указывают на гипотетическую постановку вопроса о российской угрозе, поэтому и ответ соответствующий. Но самое главное, по его мнению, которое, впрочем, разделяют многие эксперты, у большинства белорусов в голове не укладывается вероятность агрессии со стороны России.

Иное мнение — у Логвинца: «В глазах многих белорусов Россия сегодня агрессор, и угроза с ее стороны суверенитету Белоруссии абсолютно реальная. Это впечатление складывается, исходя из заявлений политиков, царящего в СМИ имперского угара, трат Россией на армию». Эксперт допускает, что «менее 19 процентов» — потому что на фоне событий на Украине белорусы считают невозможным ведение Россией гибридной войны еще и с Белоруссией.

Адамянц полагает, что фигурирующие в опросе данные о готовности защищать страну с оружием в руках существенно превосходят реальную картину. Точно так же, замечает Мацкевич, опросы показывают куда более высокие цифры тех, кто готов участвовать в уличных протестах против режима.

Эксперты сходятся во мнении, что данные соцопроса — пища для размышлений для тех, кто, пока еще используя маргинальные ресурсы, пытается рекрутировать белорусов на холодную или горячую войну «за русский мир». Результаты опроса могут их порадовать и дать повод пересмотреть свои методы, говорит Мацкевич.

Общественное мнение с нулевым политическим значением

Комментируя результаты исследования, Лебедько отмечает, что Белоруссия по ряду причин — проблемная страна для проведения соцопросов. Адамянц уверен, что колебание общественного мнения, отраженное в соцопросах, имеет нулевое политическое значение, так как в нынешней Беларуси граждане не имеют возможности влиять на политику и являются не политическим субъектами, а политическими объектами, которыми манипулирует власть.

Мнение большинства по любым вопросам формирует агитпроп, люди действуют, исходя не из собственных убеждений, а под влиянием страха и желания примкнуть к демонстрирующему силу. Пока власть в Белоруссии сильна, придавать общественному мнению политическое значение — наивно. Если вертикаль власти пошатнется, события будут разворачиваться в зависимости от многих факторов, в числе которых едва ли будет общественное мнение, считает Адамянц.