Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как соглашение по иранской ядерной программе повлияет на экономику?

© REUTERS / Brian SnyderМинистр иностранных дел Ирана Джавад Зариф с коллегами на переговорах по ядерной программе в Лозанне
Министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф с коллегами на переговорах по ядерной программе в Лозанне
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Соглашение по ядерному вопросу, достигнутое между Ираном и странами P5+1, способно привести к последствиям, которые действительно можно назвать историческими. Отмена санкций в отношении Ирана и исчезновение атмосферы конфликта между Вашингтоном и Тегераном повлияют, вне всякого сомнения, на расклад сил как на Ближнем Востоке, так и во всем мире.

Соглашение, достигнутое между Ираном и странами P5+1 (США, Россия, Китай, Великобритания, Франция и Германия), способно породить последствия, которые действительно можно назвать историческими. Отмена санкций в отношении Ирана, исчезновение атмосферы конфликта между Вашингтоном и Тегераном и параллельно с этим возникновение более умеренного политического режима в Иране повлияют, вне всякого сомнения, на расклад сил как на Ближнем Востоке, так и во всем мире.

Основной эффект от этих событий мы будем наблюдать в плоскости геополитики, но у соглашения будут и экономические последствия.

Отмена санкций приведет к возвращению Ирана на мировой рынок нефти и природного газа. На долю Ирана приходится 10% мировых запасов нефти и 20% мировых запасов газа. По запасам нефти Иран — четвертый, по запасам природного газа — второй.

Возвращение Ирана на рынок черного золота приведет к падению цен на нефть. Но на деле это будет мягкий и постепенный процесс. Это объясняется двумя причинами. Во-первых, санкции продолжают действовать до подписания окончательного соглашения, которое намечено на конец июня. Пока неизвестно, в какой последовательности и как быстро они будут отменены. Это будет происходить по мере принятия шагов, призванных сократить масштабы ядерной программы Ирана. А этот процесс займет месяцы.

Во-вторых, для того чтобы снова вывести иранскую нефтяную инфраструктуру на полную мощность после ее подрыва многолетним эмбарго, требуются значительные инвестиции и время. У Ирана есть в наличии существенные запасы нефти, которую он не мог продавать ранее. Но даже по самым оптимистичным подсчетам это количество меньше, чем половина ежедневного потребления нефти в мире. Так что не стоит полагать, что падение цен на нефть будет резким — однако длительность периода, в течение которого нефть будет оставаться дешевой, превзойдет прежние ожидания.

С отменой эмбарго западные компании, и прежде всего нефтяные группы, начнут гонку за инвестициями в Иране. Немецкие и французские фирмы уже сейчас работают над созданием серьезной сети связей. Значительную конкуренцию составят и китайские компании.

С восстановлением иранской экономики Саудовская Аравия начнет наращивать объемы закупки вооружений. Помимо западных нефтяных компаний, одной из сторон, которые окажутся в наибольшем выигрыше от соглашения по иранской ядерной программе, станут производители оружия.

С отменой эмбарго и проведением экономических реформ темпы роста иранской экономики заметно возрастут, и Иран станет новым «азиатским тигром».

С оживлением экономики и ростом благополучия Иран превратится в многообещающий экспортный рынок. По некоторым подсчетам предполагается, что ЕС увеличит экспорт в Иран в пять раз.

Параллельно с этими событиями Иран повысит свою привлекательность для глобальных горячих денег, начнет быстро развиваться Тегеранская фондовая биржа. Немалую выгоду от этого процесса получит Дубай, готовый сыграть в подъеме Ирана роль одной из ступенек.

Что же касается Турции, шанс в полной мере воспользоваться этим огромным экономическим потенциалом, который находится прямо у нас под рукой, останется низким из-за ошибок во внешней политике. Одна из возможностей для Турции — транзит иранского природного газа в Европу с падением цен на нефть. Но враждебность турецких властей к Ирану помешает Турции получить свою долю иранских инвестиций и экспортного рынка. Впрочем, по мере роста благополучия в Иране мы, возможно, увидим заметный прогресс в приграничной торговле.