По мере приближения даты выплаты задолженности по кредитам и из страха окончательного истощения средств греческое правительство активно проводит рабочие поездки — и местами назначения на этот раз становятся отнюдь не столицы европейских партнеров.
Министр финансов Янис Варуфакис в воскресенье отправился в Вашингтон, чтобы встретиться с директором-распорядителем Международного валютного фонда (МВФ) Кристин Лагард и предоставить гарантии того, что Греция «планирует выполнить все свои обязательства перед кредиторами, ad infinitum». «Греческое правительство, — заявил Варуфакис, — всегда выполняло и продолжит выполнять свои обязательства».
Днем позже министр встретился с представителями Министерства финансов США — администрация Обамы настойчиво отвергала введение мер более жесткой экономии в качестве решения проблемы, выразив, однако, надежду на то, что Греция выполнит свои обязательства.
Строится множество догадок о том, будет ли греческое правительство выплачивать кредит МВФ — первый взнос в размере 448 миллионов евро должен быть сделан до 9 апреля, затем, до 1 мая, должны быть выплачены еще 200 миллионов евро (а 14 апреля правительству необходимо выделить 1,7 миллиарда евро на зарплаты и пенсии).
Между тем, премьер-министр Алексис Ципрас готовится вылететь в Москву, где в среду у него намечена встреча с Владимиром Путиным. Некоторые рассматривают ее как попытку найти поддержку или «план Б», в то время как другие видят в ней символический визит с целью оказать давление на европейских партнеров по вопросу принятия соглашения с Грецией.
Перед тем как нанести визит крупнейшему торговому партнеру, Ципрас призвал положить конец санкциям ЕС в отношении России, чья экономика находится в рецессии. В ходе встречи Ципраса и Путина планируется обсудить российские ограничения на ввоз греческих продуктов питания, двусторонние отношения, торговлю и т. д. При этом подчеркивается, что никакая помощь Москвы Афинам в планы не входит.
Поиски выходов из сложившегося положения за пределами европейского пространства уже породили немало интерпретаций. Так, оппозиция утверждает, что после оказываемых любезностей в адрес Китая с целью заключения некоторых сделок правительство во главе с СИРИЗА даже пыталось наладить контакты с Ираном. Бывший премьер-министр, а ныне лидер оппозиции Антонис Самарас сообщил, что премьер-министр «послал своего двоюродного брата в Иран с просьбой о выкупе греческих облигаций правительством Тегерана».
С августа Греции закрыт доступ к каким-либо внешним источникам финансирования, тем временем нарастает давление на греческое правительство, которому навязывают меры, отвергаемые им как противоречащие предвыборной программе.
Выборы или референдум?
В то время как внешнее давление увеличивается по причине потенциального недостатка ликвидности, не менее сильным оказывается и напряжение внутри страны. Некоторые греческие министры выступили с обещаниями, которые потом не были соблюдены (только на прошлой неделе один из министров сказал, что, если бы пришлось выбирать между выплатой зарплат и пенсий и задолженностей по кредиту МВФ, то предпочтение следовало бы отдать зарплатам и пенсиям, а обязательства перед МВФ оставить невыполненными). И у левого крыла СИРИЗА достаточно депутатов, чтобы в случае мятежа оставить правительство в парламентском меньшинстве.
Как сообщает Financial Times, многие европейские лидеры выразили разочарование в связи с влиянием левого крыла на греческое правительство и считают, что премьер-министру Греции следует сформировать новую коалицию с умеренными партиями. «Он должен решить, кем хочет быть: премьер-министром Греции или лидером СИРИЗА», — так прозвучало заявление одного из официальных лиц, пожелавшего остаться неназванным.
Оказавшись между молотом и наковальней, Ципрас рассматривает и наиболее радикальную альтернативу — снова провести голосование или на референдуме, или на новых выборах.
По результатам опросов, ситуация для него складывается весьма благоприятная: онлайн опрос, проведенный между 30 марта и 2 апреля исследовательским центром Bridging Europe в Афинах, показывает, что партия Ципраса могла бы набрать 44,6% голосов в противовес 12, 2% у ее предшественника и главной оппозиционной партии «Новая демократия». На досрочных парламентских выборах в январе за СИРИЗА проголосовали 36,6% избирателей, а за «Новую демократию» — 27,8%.
В онлайн-опросе третьими по количеству голосов оказываются «Независимые греки», партнеры СИРИЗА по коалиции, с 8,8%, за ними следует ультраправая партия «Золотая Заря» с 5,7% и «Река» с 4,7%, тогда как Социалистическая партия (ПАСОК) даже не смогла бы попасть в парламент: ее 2,7% не дотягивают до необходимых 3%.
«Если нас не удовлетворят [результаты переговоров с еврогруппой], мы обратимся к народу», — заявил депутат СИРИЗА Костас Крисогонос. Некоторые члены правительства обвиняют своих европейских партнеров в том, что они используют давление для получения уступок со стороны исполнительной власти.
Министр финансов, в свою очередь, заявил в интервью ежедневной газете Naftemporiki, что ожидает заключения договора на заседании еврогруппы, запланированном на 24 апреля, однако заверил, что, хотя и желает «скорейшего» завершения переговоров, не собирается утверждать соглашение, если посчитает его причиняющим ущерб. «Мы не будем, как предыдущие правительства, обрекать страну на долгосрочную асфиксию», — заявил он, напоминая, что кредиторы были более терпимы к их предшественникам.
На прошлой неделе Афины представили более детальный комплекс мер, которые еще не обсуждались. Решающей встрече 24 числа предшествует совещание еврогруппы, которое пройдет ближе к концу этой недели и на котором не ожидается принятие соглашения.
Доминирующая позиция Брюсселя заключается в достижении прочного консенсуса с Грецией по поводу реформ, которые еврогруппа пока даже не расценивает как достаточную меру для того, чтобы оправдать выделение третьего транша кредита.
Но, как пишет Financial Times, уже раздаются голоса, выражающие опасение по поводу того, что, если выход из тупика не будет найден и Греция будет вынуждена ввести контроль за движением капитала, позиции СИРИЗА в конечном итоге только окрепнут.