«Чтобы понять, каково это — жить в Ярмуке, отключите электричество, воду и отопление. Ешьте раз в день. Живете в темноте, обогревайтесь хворостом», — рассказывает житель лагеря палестинских беженцев Ярмук Анас. Его свидетельство опубликовано в докладе Агентства ООН по помощи палестинским беженцам (UNRWA) о ситуации в самом крупном лагере в Сирии. По имеющимся данным, до начала гражданской войны в Сирии жили 600 тысяч палестинских беженцев. Примерно 160 тысяч из них проживали в Ярмуке. Этот лагерь по сути — город, включал школы, больницы и рынки. Местные жители получали деньги и гуманитарную помощь от ООН, правительств США, Канады, Австралии и многих европейских государств.
Но в 2012 году в лагерь Ярмук вторглись бойцы «Свободной сирийской армии», а также боевики радикальных исламских группировок, в том числе, «Джабхат ан-Нусра», и превратили его в свою базу и плацдарм для наступления на Дамаск. По этой же причине в Ярмук проникли боевики «Исламского государства». Правительственные войска в ответ бомбили лагерь, а в июле 2014 года блокировали все дороги, ведущие к нему, и превратили Ярмук в город призраков. С тех пор в этом лагере беженцев продолжается кровопролитная борьба, и палестинцы участвуют в ней, поддерживая все враждующие стороны. Первоначально большинство палестинцев поддерживали режим президента Башара Асада, но со временем разные оппозиционные группировки смогли привлечь на свою сторону группы палестинских беженцев. В результате из-за войны армии Асада с повстанцами, борьбы исламистских группировок друг с другом и со «Свободной сирийской армией», палестинцы воюют друг против друга.
Результаты не заставили себя долго ждать. В Ярмуке осталось не более 18 тысяч жителей, которые живут в ужасных условиях. Сотрудники UNRWA не могут проникнуть в лагерь беженцев, гуманитарная помощь задерживается, и многие люди умирают от голода и болезней. Обращение агентства к враждующим сторонам не нашло понимания. Оппозиционеры заявили, что палестинцы поддерживают Асада и не заслуживают помощи. Правительственные войска утверждали, что снятие блокады, даже частичное, будет использовано террористами в своих целях. Армия Асада готова пропустить гуманитарную помощь при условии ухода боевиков из Ярмука. Нави Пилэй, занимавшая пост комиссара ООН по правам человека, сказала в ответ, что все враждующие стороны обязаны пропустить в Ярмук гуманитарную помощь, пока не умерли и другие дети. По ее словам, создание препятствий для поставок гуманитарной помощи граничит с военными преступлениями.
Те, кто сумел сбежать из Ярмука, ищут убежища в других сирийских городах и в соседних странах. И именно в этом случае, когда палестинцы рассчитывали на арабскую солидарность, они столкнулись с трудностями и с блокпостами. Иордания и Ливан запретили въезд палестинским беженцам, в результате чего пышным цветом расцвела контрабанда и незаконное пересечение границы, Египет занят борьбой с исламистскими террористическими группировками, Ирак развалился, а сирийский режим занял враждебную позицию по отношении к палестинцам, обвинив их в недостаточной лояльности на фоне разрыва отношений с Халидом Машалем и группировкой ХАМАС. Более того, международное сообщество тоже не спешит на помощь палестинским беженцам. Бездействие западных стран, особенно США, в отношении сирийского кризиса влияет и на них. Если 200 тысяч убитых и миллионы беженцев не заставили западные страны найти решение для Сирии, то проблема палестинцев вряд ли заинтересует кого-либо.
Автор — специалист по Египту и Сирии в Университете Бар-Илана и внештатный сотрудник Центра ближневосточных исследований «Моше Даян» в Тель-авивском университете.