Визит греческого премьера в Россию вызывает подозрения у европейских партнеров на фоне непростых переговоров о финансовом выживании Греции. Когда Ленин говорил об активистах коммунистической пятой колонны в западных странах, он называл их «полезными идиотами». Не исключено, что именно такую роль отводит сейчас Владимир Путин греческому правительству Алексиса Ципраса, который явно не в ладах со своими европейскими коллегами, и прибыл с визитом в Москву.
Важность этой двухдневной поездки лидера «радикальных левых» (он впервые отправился за границы ЕС) подчеркивают встречи с главой российского государства, а также с премьером Дмитрием Медведевым.
Запах шантажа
Экспедицию Алексиса Ципраса окружает запах шантажа. Греческий премьер словно хочет показать европейским партнерам, что если те не согласятся выделить средства (понятное дело, на поставленных Афинами условиях) для предотвращения дефолта страны, то он может обратиться за финансированием в Москву. Владимир Путин этому только рад. Потому что в обмен он может потребовать от Греции использовать право вето на голосовании по европейским санкциям, которые были приняты, чтобы наказать Россию за агрессию на Украине, и больно ударили по экономике страны. Официально о двустороннем займе Москвы для Афин речи не идет. Однако российские банки могут «внезапно» приобрести греческие облигации, которые не нужны никому, кроме Европейского Центробанка в рамках политики солидарности ЕС.
Предупреждение Европы
Европейцы недвусмысленно дали понять Ципрасу, что ему не стоит пересекать красную линию. В интервью газете Hannoversche Allgemeine Zeitung глава Европарламента Мартин Шульц предупредил Алексиса Ципраса, что считает «неприемлемым» любую попытку Афин «пойти против общеевропейской политики в отношении России в обмен на помощь».
В любом случае, Москва все равно остается настоящей Меккой для коммунистов, националистов и антиеврейских политиков. Как и для модернизированного коммуниста Ципраса, который уже давно ездит по «товарищам». В обмен на пророссийские заявления (он называет санкции против Москвы «бесполезными») Алексис Ципрас может все же получить вознаграждение, как и антиевропейски настроенный венгерский лидер Виктор Орбан, и пророссийское руководство Кипра. Кремль мог бы отменить для этих государств эмбарго на ввоз сельскохозяйственной и продовольственной продукции, которое было принято в ответ на европейские санкции по Украине.
Однако некоторые афинские аналитики полагают, что поездка в Россию — не просто дипломатическая игра. Сейчас европейцы вынуждают главу греческого правительства проводить экономическую политику, которая полностью противоречит его предвыборным обещаниям (что равнозначно политическому самоубийству), и поэтому тот готовится совершить резкий поворот.
Гипотеза блефа
Как сейчас всячески стремятся показать в Афинах, долгая серия переговоров означает, что народ может доверять правительству СИРИЗА, которое сделало все или почти все, чтобы удовлетворить европейских кредиторов, но европейским лидерам чужд реализм. СИРИЗА получила 36% голосов в конце января, а сегодня пользуется поддержкой почти 60% греков.
Пока на апрель все еще запланировано подписание финансового соглашения между Грецией и ЕС, и гипотеза блефа выглядит наиболее вероятной. Потому что хотя Владимир Путин и пытается расколоть Европейский Союз, играя на слабостях его членов, России сегодня приходится идти на серьезные бюджетные сокращения из-за санкций и падения цен на нефть, и, следовательно, у нее вряд ли хватит средств на Грецию.
Тем более что Москве не особенно-то она и нужна. У российского флота уже есть прочная база в Средиземноморье (Сирия) и объекты на Кипре. Алексис Ципрас наверняка считает, что ведет в Москве тонкую игру. Но ему стоило бы перечитать Ленина и подумать, не играют ли с ним.