4 апреля председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев провел в Хабаровске совещание, посвященное социально-экономическому развитию Дальнего Востока (ДВ). Он заявил, что правительство уже начало реализовывать ряд важных инфраструктурных проектов. К ним относятся, например, формирование территорий опережающего развития (ТОР), создание свободных портов, развитие малых и средних предприятий. Все это делается ради создания благоприятной экономической обстановки в регионе. Российские специалисты считают, что в сложившейся экономической ситуации настоящим прорывом в развитии экономики данного региона может стать совместное сотрудничество с Китаем.
Стремительное развитие Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) дало правительству РФ понять, что необходимо укреплять торгово-экономическое сотрудничество с восточными странами, в особенности с Китаем, внедряться в экономику АТР. В 2012 году начался третий президентский срок Владимира Путина. Он заявил, что Россия собирается принимать активное участие в процессе интеграции АТР, а также ускорять социально-экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. В декабре 2013 года в послании к Федеральному собранию Путин заявил, что возрождение этих регионов является «первостепенной задачей страны в XXI веке». Он также сообщил, что искренне верит в то, что новый курс развития России, ориентированный на Тихий океан и восточные регионы, предоставит российской экономике отличные возможности для развития. С августа 2014 года, когда Запад начал вводить внешнеполитические и экономические санкции против Москвы, Кремль, заинтересованный в том, чтобы выпутаться из трудностей и преодолеть недостатки российской экономики, стал еще более четко ориентироваться в своей стратегии на Восток, активно опираться на потенциал дальневосточного региона.
Российское правительство все более уверенно разворачивается к Азии. В конце 2014 года Владимир Путин подписал федеральный закон о территориях опережающего социально-экономического развития, по которому Дальневосточный федеральный округ (ДФО) в процессе развития своей экономики может пользоваться льготными налоговыми условиями. Чтобы компаниям региона было проще привлечь инвесторов, президент также потребовал, чтобы правительство предоставило дальневосточным предприятиям двухлетнее освобождение от выплаты налогов. Недавняя новость о том, что каждый житель региона получит по одному гектару земли, вызвала горячее обсуждение среди общественности. На конференции по вопросам развития ДФО Владимир Путин потребовал ускорить разработку соответствующего плана по распределению земель.
Ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов РФ Савинский сообщил нашему корреспонденту, что бесплатное распределение земель может стать стимулом к тому, чтобы жители других регионов страны стали переезжать на ДВ. Это будет способствовать появлению новых трудовых ресурсов в развитии региона. Сейчас правительство страны уже определило программу для первых трех ТОР. В их число входит ТОР под названием «Надеждинская» (Приморский край). На первом этапе объем привлеченных инвестиций составит 6,73 миллиардов рублей. Ожидается, что в рамках реализации второго и третьего этапов до 2021 года планируется привлечение частных инвестиций в объеме около 30 миллиардов рублей и создание семи тысяч рабочих мест. Совокупные поступления в бюджет РФ от налогов и сборов составят более 33,6 миллиардов рублей. Министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка заявил, что из 340 имеющихся инвестиционных проектов было отобрано 18 лучших, которые вместе с ТОР позволят в последующие десять лет удвоить ВВП региона.
Во-вторых, усиление сотрудничества со странами АТР подстегнет развитие Дальнего Востока. И в этом деле Китай может стать самым важным российским партнером. Масштаб российско-китайского торгово-экономического сотрудничества превосходит аналогичные объемы сотрудничества с другими странами Северо-Восточной Азии. После того как Пекин выдвинул свою концепцию создания «одного пояса, одного пути», наметился стремительный прогресс и в российско-китайском сотрудничестве в области транспортной инфраструктуры. Председатель российской части российско-китайского делового совета Геннадий Тимченко в интервью нашему корреспонденту заявил, что сотрудничество в области инфраструктурных проектов, задействующих географические преимущества обеих стран, подготовило почву для ускорения двустороннего социально-экономического развития. Приоритетный проект в этой области — строительство трансъевразийской высокоскоростной железной дороги из Москвы в Пекин. Кроме того, важным проектом также является строительство высокоскоростной железной дороги Москва-Казань. Этот проект станет новым маршрутом для транспортировки товаров на ДВ.
Помимо укрепления сотрудничества с Китаем, Россия, чтобы всеми силами продвигать свою новую визитную карточку под названием «Дальний Восток», также активно использует такие платформы, как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) и саммиты Организации азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничеств (АТЭС). Цель Москвы — как можно скорее внедрить ДФО в процесс экономической интеграции АТР, чтобы дать ему новый стимул для экономического роста.
Автор статьи — корреспондент газеты «Жэньминь жибао» в Москве.