Белорусская независимая пресса охотно взялась раскручивать очередной информационный наезд Москвы на Александра Лукашенко. Тема поглощения Белоруссии Россией под тем или иным соусом у нас после Крыма весьма популярна. А тут автор московской деловой газеты «Взгляд», по сути, ставит мягкий ультиматум — призывает белорусского руководителя геополитически определиться и провести по осени вместе с президентскими выборами референдум о присоединении к России.
Раздуть истерию — для Кремля дело техники
Спешность вопроса объясняется в статье тем, что обострилось противостояние Москвы с Западом — мол, это тот случай, когда отсидеться в отдельной квартирке не удастся. Или — или.
При этом, несмотря на ритуальные упоминания о доброй воле народа, подтекст таков, что иного выбора, кроме как в пользу русского мира, у белорусов и быть не может.
Да, к слову, а зачем тогда Лукашенко тратить порох на продление президентства — сразу надо писать прошение о губернаторстве.
Нельзя сказать, что подобное давление на психику белорусского официального лидера стало мейнстримом в российских СМИ. До накала времен «Крестного батьки» на российско-белорусском информационном фронте далековато.
Тем не менее, в последние месяцы отдельные российские авторы, целые ресурсы методично покусывают Лукашенко за якобы заигрывание с Западом и доморощенными националистами («белорусскими бандеровцами», «свядомитами», «литвинами») и даже поднимают тему восточных областей Белоруссии, которые, мол, неправильно были отданы коммунистической Москвой Минску в 20-е годы.
Украинский сюжет показывает, что при нужде довести подобную тему до великодержавной истерии — дело техники.
Кому выгодно спекулировать на алармизме?
Да-да, а там, глядишь, и Путин на танке приедет! — охотно подхватывают спекулятивные рассуждения и некоторые из политических противников Лукашенко.
Речь тут не о том, что для подобных опасений нет почвы. Украинский сюжет показал имперские замашки Кремля во всей красе. Но механически накладывать эту матрицу на Белоруссию не годится.
Во-первых, Москва уже капитально попала в капкан на Украине, санкции режут российскую экономику без ножа. И хотя пресса соседних государств (включая страны Балтии, Польшу) звенит алармизмом: мол, Владимир Путин как пить дать отчекрыжит завтра пол-Европы, — тому сегодня, похоже, не до жиру. Надо думать, как бы ослабить конфронтацию, более-менее сохранив лицо.
Во-вторых, спецоперации в Крыму и на Донбассе были развернуты после победы Майдана и бегства Виктора Януковича, когда Кремль счел, что Украина уходит в лагерь геополитических противников, завтра в Севастополе будут стоять корабли НАТО и пр.
Разве сегодняшняя Белоруссия дает поводы для таких опасений?
Во всяком случае, когда оппозиционные лидеры начинают оправдывать слив грядущей избирательной кампании тем, что не хотят зеленых человечков, танков Путина в Минске, хочется попросить: не смешите мои тапочки! Или вы всерьез полагаете, что способны на Плошчу, которая сметет Лукашенко?
Коню ясно, что пороху на это у политических противников режима и близко нет. Белорусский обыватель, впечатленный украинской бедой, боится уличных протестов как черт ладана, а силовой кулак здешнего режима увесист и беспощаден.
Да, против лома нет приема. Но скажите об этом честно, а не переводите стрелки на злого Путина, который-де мешает вам совершить белорусскую революцию.
К слову, предполагаю, что сегодняшний сенсационный шаг Владимира Некляева — выход из всех оппозиционных структур — связан с тем, что у него, поэта, пришедшего пять лет назад в жесткую и грязную по своей сути политику, не только наибольший среди противников режима рейтинг, но и обостренная совесть.
Белорус не так прост
Да, а самое смешное в том, что откликнись Лукашенко на призывы к объединительному референдуму, посадить в галошу адептов аншлюса можно элементарно — достаточно лишь обеспечить действительно демократичное волеизъявление.
Российские объединители не утруждают себя изучением настроений белорусского общества, пребывая в иллюзии, что младшие славянские братья поголовно рвутся к полному слиянию с «русским миром».
Но вот вам данные мартовского опроса НИСЭПИ. На гипотетическом референдуме за объединение Белоруссии и России проголосовало бы 26,3%, против — 48,9%. То есть расклад отнюдь не в пользу слияния.
А представьте себе, что перед голосованием белорусские власти еще и включают на всю катушку незалежніцкую риторику в государственных СМИ.
Короче, продинамить объединительную инициативу Москвы теоретически можно как дважды два. И все будет по закону. Можно даже с прозрачными урнами и веб-камерами на участках, чего давно добивается оппозиция. Наблюдатели БДИПЧ ОБСЕ выпадут в осадок от изумления.
А бессменный президент Белоруссии картинно развел бы руками: простите, братья-россияне, но воля народа превыше всего.
Белоруссия без реформ приговорена к статусу сателлита
Понятно, что такая картина — из сферы фантастики. Белорусский руководитель не пойдет на такой показной плебисцит хотя бы потому, что рассчитывает править в отдельно взятом европейском государстве, пока позволяет персональный биологический ресурс. А для этого необходимо периодически оформлять пролонгацию полномочий по привычной схеме, без всех этих демократических глупостей.
В свою очередь, Путину при всех периодических трениях с союзником нет большого смысла приезжать сюда на танке. Равно как и выкручивать руки с объединительным референдумом. Суверенную бутафорию можно не трогать, когда дело и так в шляпе. Ведь Беларусь надежно привязана к Москве самой политико-экономической моделью, которую сконструировал Лукашенко.
Эта модель органически чужда реформам, демократии, европейским ценностям, намертво завязана на российские субсидии. Верхи здесь и впредь намерены подавлять внутреннюю политическую, гражданскую активность, а значит — вольно или невольно тормозить и рост национального самосознания.
И к статусу сателлита России такая Белоруссия просто приговорена.