Казахстан давно старается диверсифицировать экономику страны, чтобы снизить зависимость от экспорта энергоносителей. Данная цель стала еще более насущной по причине снижения цен на нефть. Сборочное производство, налаженное по последнему слову техники на севере республики, возможно, внесет значительный вклад в достижение этой задачи.
На предприятии рабочие сваривают запчасти внедорожников, разбрасывая пучки искр. «То, что мы здесь строим — это SsangYong Nomad (Кочевник)», — сказал Игорь Жужа, начальник сварочного цеха на заводе «АгромашХолдинга» в пригороде Костаная — одного из центров зарождающегося казахстанского автопрома.
Название этого автомобиля очень подходит для страны бывших кочевников, где джип заменил коня в качестве основного вида транспорта. «Автомобиль — это такой товар, как наркотик, — заявил в шутку Андрей Лаврентьев, президент занимающейся производством и продажей автомобилей группы компаний AllurAuto, чьи машины собираются на вышеупомянутом заводе. — На него один раз сел и второй раз выходить из машины не хочешь».
И казахстанцы, судя по всему, на него «подсели»: по данным Ассоциации казахстанского автобизнеса, продажи автомобилей выросли за последнее десятилетие на 1 тысячу 864 процента , с 8 тысяч 328 машин, проданных в 2004 году, до 163 тысячи 560 «железных коней», реализованных в 2014 году.
Но начиная с прошлой осени продажи резко упали, сократившись на 20% в ноябре, 18% в декабре и 28% в январе (по сравнению с теми же периодами предыдущего года). Текущий год будет «очень болезненным», сказал EurasiaNet.org Лаврентьев во время интервью, прошедшего в одном из шикарных автосалонов AllurAuto в Алматы.
В прошлом году продажи сократились впервые за пять лет, упав на 1,3%. Но означает ли это, что казахстанцы стали меньше интересоваться автомобилями?
Оказывается, жители республики по-прежнему покупают много машин, но на объемах продаж в стране сказывается конкуренция со стороны России, партнера Казахстана по Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС). Причина «кризиса на автомобильном рынке — это, конечно, шоковая девальвация рубля», отметил Лаврентьев.
Казахстанцы толпами ринулись в Россию покупать машины, т.к. по причине обвала курса рубля все там, в пересчете на доллары, стало гораздо дешевле.
Житель Алма-Аты Марат Джаржанов «намотал» в январе 4 тысячи километров, съездив в Москву, чтобы купить Nissan Qashqai. Даже с учетом расходов на авиабилеты и доставку автомобиля в Казахстан он сэкономил на покупке 13 тысяч долларов.
«Я решил съездить в Россию из-за разницы в цене, — сказал он EurasiaNet.org. — Благодаря членству Казахстана в ЕАЭС не пришлось проходить растаможку, так что идея была выигрышная».
С октября по декабрь в Казахстан из России ввезли 36 тысяч 527 автомобилей, что почти идентично объему продаж внутри страны за тот же период, составившему 38 тысяч 380 машин. Доля произведенных в Казахстане авто в общем объеме продаж сократилась с 20% в октябре прошлого года до 12% в январе нынешнего.
Также в прошлом году на 1% до 37 тысяч 157 штук сократилось производство автомобилей. Но объемы производства на предприятиях AllurAuto выросли на 29%, составив 8354 машин, благодаря партнерству с международными брендами, включая Peugeot, Toyota и SsangYong. Цифра эта, возможно, и небольшая, но весьма впечатляющая, учитывая, что данная компания занялась автопроизводством лишь в 2010 году, до этого ограничиваясь лишь продажей автомобилей.
«За всего лишь четыре года мы уже выпускаем каждый пятый автомобиль, произведенный в Казахстане, — сказал Лаврентьев, владеющий 30% AllurAuto (70% пай принадлежит олигарху Юрию Цаю). — Мы контролируем больше 23% автомобильного производства внутри страны».
Остальную часть производства контролирует конкурент «АЗИЯ АВТО», производящий автомобили в городе Оскемен (Усть-Каменогорск) на востоке Казахстана, но Лаврентьев надеется стать лидером на рынке к 2020 году.
Амбициозные планы этого предприимчивого, добившегося успеха собственными силами бизнесмена звучат как прекрасная музыка для администрации президента Нурсултана Назарбаева. Астана считает производство стержнем правительственной кампании по диверсификации экономики и сокращению ее зависимости от нефти и газа. «Я думаю, что автомобильная отрасль — это реально драйвер индустриального роста нашей страны», — сказал Лаврентьев.
Объем производства на AllurAuto в этом году останется неизменным, т.к. группа отложила планы по его наращиванию до 20 тысяч автомобилей, ограничившись пока 8 тысяч 500 штук. Администрация AllurAuto объясняет это значительным ростом импорта из России.
Казахстанские производители и дилеры давно обвиняют Россию в протекционизме, хотя ЕАЭС теоретически гарантирует открытость рынка. Москва действительно только что объявила о выделении субсидий в размере 26 миллионов доларов на поддержку испытывающего нелегкие времена российского автопрома.
Астана тоже в долгу не осталась, выделив 107 миллионов долларов на выдачу кредитов по сниженным процентным ставкам на покупку отечественных авто. Правительство также обсуждает с представителями автопрома прочие дополнительные меры по поддержке данной отрасли.
Несмотря на ворчание по поводу нечестной конкуренции, Лаврентьев считает, что ЕАЭС «для нас несет больше блага, чем неблага», открывая рынок в 170 млн. человек, что в десять раз больше населения Казахстана.
Он также считает, что уход из России автогигантов вроде General Motors, испугавшихся экономических проблем и западных санкций, открывает для казахстанцев новые возможности. «Эту нишу кто-то должен заполнить», — сказал он.
Чтобы не проиграть в конкурентной борьбе с российским автопромом, дилерам приходится снижать цены, но Астана отказалась от шага, способного враз отобрать у покупателей стимул ездить за границу в поисках низких цен, а именно резкой девальвации тенге по отношению к рублю. Вместо этого планируется постепенная девальвация.
Автомобильные магнаты поддерживают эту стратегию, т.к. резкая девальвация (по типу той, что имела место в 2014 году) ведет к экономическому хаосу и не является «панацеей», сказал в январе Нурлан Смагулов, президент «Астана Моторс». Лаврентьев также выступает за «твердый тенге».
Как и другие компании, группа AllurAuto, штат которой составляет 2,5 тысячи человек, осуществляет «подтягивание поясов во всех направлениях», сказал он, включая сокращение зарплаты управленцев на 15%, т.к. «солдаты не будут воевать, если генерал сидит и брюхо набивает». Он исключил возможность увольнений среди производственного персонала, добавив, однако, что могут сократить часть офисных работников.
Невзирая на сложности, Лаврентьев с оптимизмом смотрит в будущее. AllurAuto недавно повысила прогноз продаж автомобилей в 2015 году на 57%, с 70 тысяч до 110 тысяч штук.
Он считает, что потенциал для роста огромный: в Казахстане на тысячу человек насчитывается 270 автомобилей (для сравнения, в США этот показатель равен 439). Кроме того, половине машин, колесящих по дорогам Казахстана, уже более 20 лет.
При «правильной системной государственной протекции и поддержке автопрома», считает Лаврентьев, у нарождающейся автомобильной промышленности Казахстана есть все шансы «нарастить свои мышцы и мощности».