Главный подозреваемый в убийстве Александра Литвиненко вчера заявил, что бывший российский шпион уже был отравлен радиоактивным веществом во время их встречи в Лондоне и что он случайно убил себя сам.
Отставной офицер российской армии Дмитрий Ковтун утверждает, что это доказывает его невиновность и невиновность второго подозреваемого — бывшего телохранителя Андрея Лугового — в убийстве, которое произошло в 2006 году.
Марина Литвиненко, вдова покойного шпиона, уверена, что это ложь. По ее словам, Ковтун по приказу своих российских хозяев пытается расстроить проводящиеся Британией открытые слушания по делу о смерти ее мужа. Г-жа Литвиненко считает, что ответственность за отравление Литвиненко полонием несет, в конечном счете, президент Путин. Москва это отрицает.
«Информация, предоставленная Ковтуном, абсолютно ложна, — говорит г-жа Литвиненко. — Он же подозреваемый, чего вы от него хотите — признания вины?» Как заявил г-н Ковтун в ходе одной из своих редких пресс-конференций, проходившей в Москве, Литвиненко сказал ему, когда они впервые встретились в октябре 2006 года, что «накануне ночью он страшно отравился, его рвало, как никогда, и он вызывал врача».
«Это доказывает нашу полную непричастность, это доказывает, что он имел отношения с полонием, возможно, за несколько дней до нашей встречи с ним, — подчеркнул г-н Ковтун. — Я больше чем уверен, что он имел дело с полонием, сам не зная этого».
Смерть Литвиненко он назвал «самоубийством по неосторожности».
«Я не знаю, откуда у него был полоний», — добавил г-н Ковтун.
Следы полония, которые они с г-ном Луговым оставили в Лондоне, по его словам, были последствием встречи с Литвиненко. Трое русских снова встретились в Лондоне 1 ноября 2006 года. Именно тогда, как полагает лондонская полиция, г-да Ковтун и Луговой отравили Литвиненко радиоактивным изотопом полоний-210. Сейчас и на г-на Ковтуна, и на г-на Лугового выданы международные ордеры на арест. Оба они отрицают свою виновность.
Г-жа Литвиненко считает, что словам г-на Ковтуна следует доверять меньше, чем результатам независимой экспертизы, оглашенным на слушаниях. Они указывают, что Литвиненко отравился полонием, когда пил чай во время ноябрьской встречи.
Г-н Ковтун просто «пытается себя защитить в обычном стиле КГБ», полагает она.
По ее мнению, доказательства, обнаруженные в ходе расследования, публичные слушания по которому начались в январе, заставили нервничать российские власти, что и заставило г-на Ковтуна сделать заявление.
Г-н Ковтун также заявил, что он должен до 22 мая письменно ответить на девять вопросов, которые прислал ему помощник сэра Роберта Оуэна (Robert Owen) — бывшего судьи, руководящего расследованием. Вопросы относятся к его прошлому, к его отношениям с Литвиненко и г-ном Луговым и к информации о полонии и радиоактивных следах в Лондоне. Г-н Ковтун добавил, что, если ему предоставят статус «ключевого участника», он будет 27 июля участвовать в слушаниях по видеосвязи.
Сэр Роберт обещал предоставить г-ну Ковтуну этот статус и позволить ему дать показания, но только на определенных условиях, одно из которых — дать полное свидетельство в письменной форме. Пока слушания отложены до 27 июля.