Я хотел бы поразмышлять над тем, как следует относиться к проблеме приезда президента Путина в Японию, который может случиться в этом году, на фоне украинского кризиса. Перед этим несколько слов о недавнем сенсационном заявлении Путина.
Беспечные слова, которые противоречат предыдущим высказываниям
15 марта российское телевидение сообщило о том, что при присоединении Крыма ядерное оружие было приведено в боевую готовность. Эти беспечные слова произнес глава ядерной сверхдержавы. Также стало известно, что Крым был присоединен не в результате референдума: Россия начала действовать уже на следующее утро после свержения власти Януковича. Комментируя эти события, российские газеты написали:
«Утром 23 февраля прошлого года президент Путин сказал своим приближенным, что ситуация на Украине вынуждает Россию начать деятельность по присоединению Крыма. Путин предпринял экстренные меры и направил на полуостров спецназ и десантников под предлогом охраны российских военных объектов, находящихся в Крыму. 27 февраля военные захватили Крымский парламент» (17 марта 2015 года, «Независимая газета»).
То есть «референдум» проходил под контролем российских войск. Год назад президент Путин солгал о том, что в Крыму действуют местные дружинники. Сегодня эти слова оказались перечеркнуты. После присоединения Крыма российский военный эксперт заявил следующее: «Военная мощь стала решающим, если не единственным фактором, определившим исход нынешней Крымской кампании. Ее проиграла не только Украина, ее проиграла и НАТО. В полном соответствии с заветами Сунь Цзы, российские войска победили без сражения, подавив сначала внезапностью, а затем абсолютным превосходством. Запад сам себе придумал сказку о непобедимости своей «мягкой силы», упустив при этом из виду тот факт, что мягкая сила ничего не значит, если не подкреплена жесткой силой. Международное право, по сути, прекратило свое существование» (18 апреля 2014 года, «Независимая газета»).
Слова Путина, сказанные им на телевидении, подтверждают это мнение. «Мало того, что Министерство обороны работало в высшей степени профессионально, слаженно, но и другие службы — и Министерство иностранных дел, юридические службы и те, кто занимается вопросами внутренней политики. Всё это было настолько скоординированно, четко, жестко, своевременно, что у меня возникал иногда вопрос: мы ли это?»
Логика силы, которая приводит к международной изоляции
Напряжение на востоке Украины не спадает. Непосредственно перед заключением соглашений о перемирии в сентябре прошлого года и в феврале этого года ополченцы в результате стремительных атак подавляли украинские войска. Поскольку соглашение о перемирии выгодно и ополченцам, и России, все получилось так, как они хотели.
Общеизвестно, что большую роль здесь сыграла российская поддержка, которая заключалась в отправке танков, артиллерии и солдат. Оба соглашения о перемирии отличались крайней хрупкостью.
В то время российский высокопоставленный дипломат заявил, что Россия действовала с позиции силы, проигнорировав международные законы. Она забыла о собственной репутации, а также о благоразумии. Как же мировому сообществу реагировать на эти циничные действия?
С начала девяностых до начала двухтысячных годов западные страны примирительно относились к ослабленной России. В результате расширения НАТО и развертывания системы ПРО Россия действительно ощутила себя уязвленной. Тем не менее, этим нельзя оправдать нынешние действия России.
Для того чтобы и впредь поддерживать международный порядок, важно, чтобы по стране, действующей с позиции силы, был нанесен мощный политический и экономический удар, способный изолировать такую страну. Именно в этом суть антироссийских санкций, участие в которых приняла и Япония. Всегда нужно быть готовыми к тому, чтобы оказать сопротивление политике силы. Главы США, Великобритании, Германии и Франции отказались от участия в празднованиях по поводу 70-летия победы над Германией. Для того, чтобы избежать изоляции, Россия сближается с Китаем. Также она пытается добиться баланса сил с Китаем за счет сближения с Японией.
Низкая вероятность прогресса по вопросу «северных территорий»
Проблема состоит в том, что в ходе своих визитов в Россию бывшие премьер-министры Японии Юкио Хатояма (Yukio Hatoyama), Ёсиро Мори (Yoshiro Mori), а также мэр Токио Ёити Масудзоэ (Yoichi Masuzoe) говорили о том, что антироссийские санкции со стороны Японии являются простой формальностью, поскольку их цель — угодить США.
Естественно, такие слова можно трактовать так, будто Япония не является независимой страной. Невозможно поверить в то, что они могли такое сказать. Они совершенно забыли о том, что проблемы «северных территорий» и островов Сэнкаку являются посягательством на суверенитет Японии.
Если мы в таких обстоятельствах все же пригласим Путина, то это спасет Россию от изоляции, будет означать одобрение его действий, а также вызовет мировое презрение. И здесь не получится прикрыться тем, что повод для встречи — переговоры об украинской проблеме. Российские власти заявляют о том, что японский визит не имеет никакого отношения к украинскому кризису. Кроме того, мировое сообщество не считает, что Япония может повлиять на эту проблему.
Если премьер-министр Синдзо Абэ (Shinzo Abe) все же хочет пригласить российского лидера, то это потому, что он намерен остаться в истории как человек, который приложил усилия к решению территориальной проблемы. Тем не менее, недавно в Москве я разговаривал с приближенными к российской власти экспертами. По их мнению, в настоящее время вероятность появления подвижек в этом вопросе крайне мала. Совершенно очевидно, как необходимо отнестись к визиту Путина в Японию.
С точки зрения стратегии и долгосрочной перспективы, для Японии важно наладить дружеские отношения с Россией. Вместе с тем это не противоречит жесткой реакции в отношении России по различным существующим проблемам. При этом нет необходимости в том, чтобы чрезмерно ранить Россию. Важно поддерживать диалог на различных уровнях.