Мы стоим на пороге притворных всеобщих выборов: речь идет о своеобразной искусной игре, в ходе которой хорошо образованные люди делают вид, что они обсуждают важные политические вопросы. Они заявляют, что сердятся друг на друга из-за каких-то маловажных высказываний и поступков.
Кто-то из лейбористов утверждает, что тратить более 6% бюджета национальной системы здравоохранения на частные медучреждения — это дьявольское предательство всего того, чем мы так дорожим, тогда как тратить на них 4% — именно так и было при прежнем правительстве — это абсолютно нормально. Ведущие программ на радио и телевидении тоже участвуют в этой комедии, потому что, указав на относительно маленькую разницу в цифрах, они сделают свои интервью слишком тривиальными. Между тем, все журналисты хорошо понимают, что политики намеренно не говорят на по-настоящему важные темы. Политики следуют строгим инструкциям не упоминать об этих вопросах, потому что они похожи на постыдные семейные тайны, которые запрещено обсуждать в присутствии детей.
Одной из главных запретных тем является то, что национальная система здравоохранения переживает кризис и переживает его уже много лет. На самом деле, система здравоохранения находится в состоянии кризиса большую часть моей жизни. Любой человек, интересующийся этими вопросами, знает, что она демонстрирует не слишком хорошие показатели по всем пунктам. По сравнению с другими странами Британия отстает в плане лечения раковых заболеваний. Но об этом ни в коем случае нельзя упоминать. Нельзя упоминать и о том, что, согласно статистике, она отстает от других стран уже несколько десятилетий, и это не зависит от состава кабинета министров.
Что бы они ни делали, политикам запрещено признавать, что наша государственная пенсионная система уже давно превратилась в удобную ложь. Население Великобритании быстро стареет, а соотношение численности работающего населения и пенсионеров продолжает ухудшаться. Именно поэтому в заявлениях правительства стало так мало обещаний. Либо размер пенсии не будет увеличен вместе с повышением средней заработной платы, либо будет увеличен возраст выхода на пенсию.
Государственная система образования борется со сходными проблемами: в рамках этой системы более 16% 15-летних подростков являются функционально неграмотными. Одной из тем, о которой политики все-таки упоминают, это кризис доступности жилья, однако ни одна партия не готова рассматривать и всерьез обсуждать радикальные меры, которые позволили бы решить эту проблему. Во всех этих сферах наше государство всеобщего благосостояния — ключевая составляющая нашего правительства — сталкивается с серьезными проблемами.
Именно поэтому четыре года назад я отправился в кругосветное путешествие, чтобы посмотреть, как другие государства благосостояния решают проблемы в этих сферах и чему мы можем у них научиться. Существуют ли более эффективные подходы к управлению системами здравоохранения, образования, обеспечения жильем и так далее?
Мое путешествие было временами весьма увлекательным, а временами то, что я видел, приводило меня в уныние. Хорошая новость заключается в том, что некоторые вещи мы умеем делать лучше других стран. Проблемы британской пенсионной системы не настолько серьезны, как проблемы пенсионных систем Польши или Италии. Мы не настолько изолированы, как жители Швеции: в Стокгольме зафиксирован самый высокий в Европе процент людей, живущих в одиночестве. Наша система образования, включая частный сектор, показывает более высокие результаты, чем системы образования Франции и Австрии. Однако мы занимаем одно из последних мест в мире, когда речь заходит о расходах на жилье, здравоохранении и поддержке одиноких родителей.
Что интересного и полезного мне удалось узнать? Системы здравоохранения Швейцарии и Сингапура лучше нашей. Швейцарская система основана на обязательном индивидуальном страховании. Тем, кто не может позволить себе оплатить страховку, она предоставляется государством. Доказательством эффективности этой системы стало то, что французы, живущие во Франции, но работающие в Швейцарии, вышли на демонстрацию, когда французское правительство стало отбирать у них их швейцарскую медицинскую страховку.
В основе сингапурской системы лежат взносы на личные медицинские сберегательные счета в совокупности с прямыми платежами и обязательной медицинской страховкой. И стоит отметить, что бюджет сингапурской системы здравоохранения меньше нашего в два раза.
В Германии успешно решается проблема жилья. Стоимость жилья в реальном исчислении за последние 30 лет почти не изменилась, тогда как в Британии она выросла более чем в три раза. И это не имеет никакого отношения к социальному жилью. Напротив, доля социального жилья в Германии ниже, чем в Британии, и она продолжает уменьшаться. Все дело в планах застройки. В Германии действует система, в рамках которой местные жители получают финансовую выгоду от появления нового здания в их районе.
В Швеции я встретился с человеком по имени Одд Эйкен (Odd Eiken). Он внес на рассмотрение законопроект, разрешавший передавать муниципальные школы в руки частных управляющих. После этого число подобных школ стало стремительно расти, и теперь они составляют 10% всех школ в Швеции. Коммерческие компании имеют право открывать подобные школы, и муниципальные советы не могут им помешать. Он объяснил мне, что одна из причин, по которой идея создания таких школ стала популярной, это непоколебимая вера в идею прав человека.
Группа людей выступила перед Европейским судом по правам человека, заявив, что родители вправе выбирать школу для своего ребенка, вместо того чтобы ждать, пока государство определит его в одну из своих школ.
На другом краю земного шара я взял интервью у учащихся так называемых чартерных школ — это американский эквивалент шведских школ, переданных в руки частных компаний — в Сан-Лоренцо, штат Калифорния. Среди этих детей я заметил хмурого подростка 15 лет по имени Майкл. Его уже оставляли на второй год, потому что его уровень знаний не соответствовал установленному стандарту, и он, несомненно, был в числе отстающих. Я спросил его, что он думает о своей школе. «Не выдающаяся, но хорошая», — неохотно ответил он. Ему не нравилась форма, расписание и объемы домашних заданий. Пойти в эту школу его заставила мама. Я спросил, как повлиял переход в эту школу на его жизнь.
«Колония для несовершеннолетних», — пробормотал он. Другие ребята объяснили, что если бы он продолжил учиться в обычной государственной школе, он обязательно оказался бы в колонии для несовершеннолетних преступников. Получается, что эта чартерная школа уберегла его от совершения преступления. Этот пример — и множество других свидетельств — убедил меня в том, как важно открывать подобные чартерные школы.
Одна из фантазий, которую лелеют британские политики и ведущие британских телеканалов, состоит в том, что наша система социальной поддержки населения (концепция «государства всеобщего благоденствия») — первая в своем роде или каким-то образом особенно безгрешна, и ее необходимо считать воплощением главных британских ценностей. Но это вздор. Идея государства всеобщего благоденствия возникла еще в Древней Греции, а его современная версия появилась в Германии, а вовсе не в Великобритании.
Эта система характерна для развитого мира. Нет ни одной развитой страны, в которой ее не было бы. Каждый седьмой американец получает продуктовые талоны, что является свидетельством того, насколько масштабными стали программы социальной поддержки и одновременно насколько неэффективными они зачастую бывают. То, что в одной из самых богатых стран мира живут миллионы людей, полностью зависящих от государственных пособий, это абсурд и свидетельство ошибок государства. По крайней мере, в этой сфере Великобритания провела ряд полноценных реформ.
Системы социальной поддержки населения меняют характер мира. Существуют более эффективные и менее эффективные способы управления ими, и последствия ошибок могут оказаться чрезвычайно серьезными. Поэтому жителям Великобритании стоит наконец признать, что нам есть чему поучиться у других стран, и перестать прерывать дискуссию каждый раз, когда кто-то предлагает нечто новое.