Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Один порт, два мира: Китай пытается обеспечить себе доминирующее положение в афинской бухте

© flickr.com / pocketculturesКрупнейший грузовой порт Греции в Пирее
Крупнейший грузовой порт Греции в Пирее
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Китай заглядывает далеко в будущее. Находящийся в северной части Средиземного моря порт Пирей ближе всего расположен к Суэцкому каналу. Отсюда Пекин может завоевать внутренний рынок Евросоюза. Пирей может стать воротами Китая в Евросоюз: китайский экспорт может быть доставлен в Германию, Венгрию и Австрию «на 7-11 дней» быстрее.

Руководящие сотрудники китайской судоходной компании Cosco помогли превратить часть афинского порта Пирей (Piraeus) в историю успеха. Эта многонациональная фирма теперь предлагает вызывающий споры план по приобретению всего порта с целью последующего доведения его до ранга Гамбурга и Роттердама.

Можно сказать, что долгий путь Китая в греческий порт Пирей, начался 27 апреля 1961 года. В тот день Мао Цзэдун организовал первую судоходную компанию коммунистического государства, получившую название China Ocean Shipping Company (COSCO). Большой скачок, план Мао по индустриализации страны, закончился катастрофой, и миллионы людей тогда погибали и страдали от голода. Создание компании Cosco позволило Китаю обратить внимание на рынок зарубежных портов.

Почти 54 года спустя эта компания рассчитывает получить большой трофей в Греции. После долгих колебаний греческое правительство во главе с премьер-министром Алексисом Ципрасом – в него входят представители его крайне левой партии «Сириза», а также правопопулистской партии «Независимые греки» – объявило о том, что оно собирается продать большую часть акций управляющей компании порта Пирей Piraeus Port Authority. Пока компания Cosco является наиболее перспективным участником торгов.
 
В оставшееся время Фу Чэн Цю, он же Капитан Фу - так называют генерального директора дочернего предприятия Cosco Piraeus знающие его люди - будет внимательно наблюдать за проведением торгов. Фу уже долгое время работает в порту Пирей и намерен там оставаться. Фу сделал заявку на участие в торгах от лица своей компании - он почти не сомневается в том, что она будет удовлетворена.

Находясь на своей позиции, 65-летний Фу является хранителем ворот Китая в Европу. Вскоре он может начать контролировать контейнерные причалы, терминалы для круизных судов и паромные пристани самого большого порта в Греции.

«Правительство сменилось четыре раза с тех пор, как я приехал в Грецию, - говорит Фу. – Все они всегда много говорят. Но какое это имеет значение? Значение имеют дела. Дела! Только дела!»

По пути в грузовой порт небольшой знак указывает на развилку на дороге – одна из них ведет в сторону OLP, а другая – в сторону PCT. Это пути в разные миры. Причал I принадлежит, в основном, государственной компании OLP, владеющей этим портом. Однако сегодня большинство грузовиков сворачивают на другую дорогу - к компании PCT и причалам II и III, которые сегодня управляются фирмой Piraeus Container Terminal – дочерним предприятием Cosco.

«Просто посмотрите», - говорит Фу, подходя к окну. И в этот момент начинается шоу. На Причале II 11 портальных контейнерных кранов находятся в постоянном и мощном движении. Все они новые и изготовлены в Китае. Грузовики перемещаются по прилегающей территории с интервалом всего в несколько минут.

Два мира рядом друг с другом

А в нескольких сотнях метров находится Причал I – доки пустые, кораблей там нет.

До недавнего времени греки и китайцы разделяли ответственность за обработку контейнеров крупнейшей в мире судоходной компании MSC. Однако этот бизнес развалился. Дело в том, что компании MSC и Maersk, два лидера рынка, в январе образовали фирму 2M Alliance, и  теперь все ее контейнеры обрабатываются фирмой Cosco на Причале I. «Самые большие суда на самом деле очень больше, - говорит Фу. – А мы просто работаем в два раза быстрее. Мы сегодня можем обработать 36 контейнеров в час, а время – это деньги. Посмотрите, Причал I стоит почти пустой. Это очень печально».

В 2008 году компания Cosco получила лицензию на управление Причалом I  на 30 лет за 490 миллионов евро (532 миллиона долларов). Позднее соглашение было продлено еще на пять лет, и, кроме того, было выдано разрешение на строительство третьего терминала.

Бывший министр судоходства Греции Мильтиадис Варвициотис (Miltiadis Varvitsiotis) утверждал, что частичная приватизация афинского порта «оказалась одним из наиболее важных и прибыльных инвестиционных вложений последних нескольких лет».  Через некоторое время компания Cosco в четыре раза увеличила объемы перегрузки контейнеров и довела его почти до 3 миллионов единиц в год. Если все пойдет хорошо, то к 2016 году этот объем увеличится до 6,2 миллиона контейнеров. В таком случае вместе с Причалом I этот порт встанет в один ряд с такими крупнейшими европейскими морскими гаванями как Гамбург, Антверпен и Роттердам.

Сегодня этот бывший государственный терминал – здесь правили раньше портовые профсоюзы, а по территории разъезжали старые дизельные погрузчики – превратился в высокорентабельный бизнес.

Порт Пирей олицетворяет собой историю двух миров – историю турбо-капитализма последователей Мао Цзэдуна, с одной стороны, и рыночной экономики, которая работает так же медленно, как и социалистическая, с другой стороны. Некоторые люди рассматривают этот порт как символ будущего Греции. И этот имидж внушает ужас многим, включая значительную часть тех людей, которые голосуют за партию «Сириза».

Cosco убирайся домой

Фу постарался украсить свой офис, расположенный высоко над причалом, и он сделал это в духе дружбы между народами. Он использовал оливковые ветви и пеоны, терракотового воина и статую Посейдона, макеты Парфенона и Императорского дворца – и все это гармонично располагается рядом друг с другом. «Мы две очень древние культуры, - говорит он. - У нас хорошие отношения с Причалом I. Мы не являемся врагами. У меня есть диплом капитана корабля, и я понимаю - если корабль поплывет слишком быстро, то его мачта сломается».

Когда Фу в октябре 2009 года захотел получить в свое распоряжение Причал II, его встречали в Афинах с плакатами, на которых было написано «Cosco убирайся домой!» Сотрудники профсоюза докеров утверждали, что этот порт отбирают у греков, и поэтому они устроили продолжавшуюся шесть недель забастовку. Некоторые участники тех протестов в настоящее время являются членами правительства.

Фу сам в свое время был членом Красной Гвардии. Во времена культурной революции, в 1960-х годах, он, «разумеется», размахивал Маленькой красной книжицей и скандировал лозунг: «Да здравствует председатель Мао, да здравствует председатель Мао». Он и сейчас его прекрасно произносит.

Этот китайский менеджер хорошо знаком с такого рода протестами. «Вы знаете, я 15 лет проработал в Неаполе, и я знаю, что такое забастовки. Я сам социалист», - говорит Фу. Не находит ли он сегодняшний мир забавным? Нет, отвечает он. «Я отлично понимаю рабочих. Но, к сожалению, эти рабочие в первое время не понимали нас», - добавляет он.

По его словам, все думали, что он приведет с собой своих собственных докеров, лоцманов и механиков из Китая. «Я сказал им, что этого не будет, это ваша компания. Мы приведем с собой только семь менеджеров», - сказал он тогда. Все строительные работы выполнялись греческими компаниями. «За пять лет фирма Cosco не отправила в Китай ни одного евро. Все средства были инвестированы! Новые портальные краны, электрические подъемные устройства!»

В то время компания Cosco предложила цену, которая была значительно выше рыночной. Ежегодно она перечисляет грекам примерно 30 миллионов евро. Руководители афинского порта получают больше от концессионных поступлений, чем от собственного грузового бизнеса. После завершения строительства порта глубиной 19-метров на Причале III и модернизации кранов общий объем инвестиций компании Cosco составит полмиллиарда евро.

Китайский плацдарм в Европе


Однако Китай заглядывает далеко в будущее. Находящийся в северной части Средиземного моря порт Пирей ближе всего расположен к Суэцкому каналу. Отсюда Пекин может  завоевать внутренний рынок Евросоюза. Недавно из порта еженедельно стали отправляться три грузовых железнодорожных состава. «Это , конечно, мелочи, - говорит Фу. – Но это только начало».

Когда премьер-министр Китая Ли Кэцян посетил этот порт в июне прошлого года, Пирей был представлен как ворота Китая в Евросоюз: китайский экспорт может быть доставлен в Германию, Венгрию и Австрию «на 7-11 дней» быстрее, сказал он. Электронный конгломерат Huawei уже открыл свой логистический центр прямо в греческом порту.

Фу считает, что для компании не будет никакой катастрофы в том случае, если Греция покинет еврозону. «Мы являемся частью судоходного альянса CKYHE, - отмечает он. – У нас есть холдинги в Генуе и Порт Саиде, то есть внутри, а также за пределами еврозоны». Выход Греции из еврозоны (Grexit), в основном, будет представлять собой проблему для бухгалтерского учета.

В настоящее время в компании Cosco работают 1200 греков. Эта компания не должна выплачивать заработную плату по утвержденным профсоюзами ставкам, в ней нет корпоративного тренинга, а общее количество операторов крановых установок было сокращено.

Теперь рабочие места предоставляет агентство, а не профсоюзы. Портовый рабочий получает примерно 1200 евро в месяц, что превышает средний уровень в Греции, но это лишь треть от того, что платили раньше.

Отвечая на вопрос о профсоюзах, Фу говорит, что они были «лишними». «Каждый сотрудник – это как член семьи», - говорит он. – Все сотрудники с уважением относятся друг к другу. Мы слышим, что говорят наши сотрудники, и реагируем на их слова. Компания – это как семья. Мы все здесь братья. И все счастливы».

Это славно. А как обстоит дело с увольнениями, трудовыми конфликтами, с утверждениями о том, что у рабочих даже нет времени посетить туалет? «Ерунда», - говорит Фу, и после этого возвращается к вопросу о принципах.

«Профсоюзные лидеры обещают своим членам больше денег за меньшую работу, - говорит он. – И как такая система должна работать? Если вы хотите иметь более высокую зарплату, то вам, в первую очередь, нужно усиленно работать. Не лежать на пляже и не попивать пиво. Поучитесь у немцев! Трудитесь упорно, никогда не ленитесь и всегда относитесь к работе серьезно. Упорный труд – счастливая жизнь».

Политическое сопротивление

Все это не очень совпадает с избирательной платформой партии «Сириза». Две недели назад греческий вице-премьер Яннис Драгасакис (Giannis Dragasakis) направился в Китай и там заявил, что его правительство все еще хочет приватизировать большую часть акций портового оператора Piraeus Port Authority. Формирование участников торгов может быть закончено в течение нескольких недель, сказал он.

Однако вскоре после этого заместитель министра торгового флота Теодорос Дрицас (Theodoros Dritsas) высказал противоположную точку зрения. Стратегически важная собственность государства не может быть приватизирована, подчеркнул он.

«Сложно получить ясную картину. Все это - политика, - говорит Фу, подчеркивая это слово. – Нам остается лишь ждать и пить чай. Или кофе. В любом случае я хочу получить эти акции, - говорит он. – В духе дружбы между двумя странами».

Рыночная стоимость управляющей компании порта Пирей в настоящее время находится на уровне 270 миллионов евро. Пассажирский бизнес и перевозка паромами автомобилей на греческие острова являются особенно прибыльными направлениями бизнеса. Обслуживая 18 миллионов пассажиров, Пирей является крупнейшим пассажирским портом в Европе. Если он будет продаваться, то, как ожидается, его продажная цена будет выше рыночной. Представители партия Ципраса «Сириза» в беседах с кредиторами называют цифру 500 миллионов евро.

Помимо компании Cocso, которая считается основным претендентом, интерес к афинскому порту проявили операторы из Дании, Филиппин, Соединенных Штатов и Объединенных Арабских Эмиратов. Если победит компания Cosco, то порт Пирей полностью окажется в китайских руках.

Конечно, в 2008 году Алексис Ципрас поддерживал докеров с их лозунгом «Cisco убирайся домой». Однако став премьер-министром, он все должен сделать для того, чтобы Фу чувствовал себя как дома.

Это одна из многочисленных дилемм, с которыми сегодня сталкивается Ципрас. Он хотел бы сделать себя менее зависимым от Европейского Союза, пригласив этих целей в Грецию Китай в качестве инвестора. Однако китайцы никоим образом не разделяют левацкие и радикальные взгляды правительства партии «Сириза». Вместо этого они следуют изречению Капитана Фу – «Упорная работа – счастливая жизнь». Чем больше Китай инвестирует, тем, судя по всему, выше вероятность того, что греческий социальный гигант начнет разваливаться.

Новая монополия


В нескольких сотнях метров от нового мира Фу находится штаб-квартира Союза докеров, возглавляемого Ником Георгиу (Nick Georgiou). Он выглядит как человек, перетаскавший на себе огромное количество мешков, участвовавший в большом количества сражений и выкуривший слишком много сигарет. Он также не склонен говорить о том, что сотрудники Причала II - одна большая счастливая семья.

Георгиу рассказывает о несчастных случаях, которые скрывались, о недостаточном количестве машин скорой помощи, о том, что неонацисты из партии «Золотая заря» чувствуют себя как дома на китайской стороны причала. Однако истинными виновниками он считает представителей тройки. «Евросоюз хочет продавить либерализацию с помощью портовых рабочих, - говорит он. – Компания Cosco является просто средством для достижения этой цели». С момента прихода китайцев в порт заработная плата в управляемой греками части порта также понизилась.

Сам Георгиу отказывается признать, что его компания Piraeus Port Authority получает в последние годы треть своих доходов от арендной платы Cosco. Он глубоко затягивается сигаретой, а потом говорит: «Пирей частично был приватизирован в то время для того, чтобы разрушить монополию. А теперь хотят продать и остальную часть. И тогда у нас вновь возникнет монополия, на этот раз китайская».

Недалеко от берега в тумане можно разглядеть южную оконечность острова Саламин. Фу говорит, что он хочет построить там судоремонтный завод, который займет несколько километров береговой линии.

Древние греки называли этот остров Salamis. Там состоялось крупнейшее морское сражение древности между греками и персами – оно стало центральным событием в истории европейской цивилизации и имело огромное значение для определения соотношения сил между Западом и Востоком.

В той битве победу одержали греки.