Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Российский сериал как «Кощей Бессмертный»

Исчезнет ли с украинских экранов телепродукт государства-агрессора после вступления в силу закона о его запрете?

© ООО «Новый Русский сериал»Кадр из сериала «Ментовские войны 7»
Кадр из сериала «Ментовские войны 7»
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
За очищение украинских телеканалов от российских военных и бандитских сериалов общественные активисты боролись уже давно. И вот известна точная дата, когда со всех экранов должны будут исчезнуть «хитрые ФСБшники», «доблестные менты» и другие «вежливые люди» — 4 июня 2015 года.

За очищение украинских телеканалов от российских военных и бандитских сериалов общественные активисты боролись уже давно. И вот известна точная дата, когда со всех экранов должны будут исчезнуть «хитрые ФСБшники», «доблестные менты» и другие «вежливые люди» — 4 июня 2015 года. Петр Порошенко подписал закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно защиты информационного телерадиопространства Украины», и теперь у каналов есть два месяца, чтобы очистить свои эфиры. Но не найдется ли в законе лазейка или определения, которые можно двояко трактовать? Ведь сейчас на большинстве центральных телеканалов российский контент занимает едва ли не половину эфирного времени. В один момент все это оказывается под запретом, а телевизионную сетку вещания чем-то нужно заполнять. Собственным продуктом? Советским «наследием»? Какие пути выхода из этой патовой ситуации найдет украинское ТВ?
 
По закону запрет распространения и демонстрирования фильмов и сериалов, произведенных Россией с 1 августа 1991 года, распространяется на продукт, который «содержит популяризацию или пропаганду органов государства-агрессора и их отдельных действий». Также Госкино как центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере кинематографии, должно будет аннулировать выданные свидетельства всем российским фильмам и сериалам, выпущенным после 1 января 2014 года. Но как определять меру этой «популяризации»? Для некоторых каналов исключение российского контента — колоссальная финансовая дыра, поэтому весьма возможно, что в начале лета медиа-сферу ждет масса судебных разбирательств с исками крупных медиа-компаний.
 
Красноречивая статистика
 
Чтобы видеть приблизительную картину поражения российским сериалом украинского телепространства, «День» проанализировал эфиры центральных каналов за эту неделю.
 
Наиболее подготовленным к предстоящим изменениям оказался «Интер», если не считать «1+1», у которого сейчас в эфире нет ни одного чисто российского телепродукта. Нашумевший сериал «Орлова и Александров» уже закончился, а из всех сериалов, которые есть у канала, подпадает под запрет лишь один — «Красивая жизнь», который выходит с понедельника по четверг. Суммарное количество в будущем «незаконных» минут в неделю — 168. Скорее всего, зритель «Интера» перемены благополучно переживет.
 
Намного более затруднительная ситуация у ICTV. На этой неделе в меню аудитории канала, которая любит «острые» российские сериалы, целых три «блюда» на выбор: «Морской патруль» (800 минут), «Опера. Хроника убойного отдела» (416 минут), «Шеф-2» (180 минут). В итоге имеем более 23 часов в неделю, почти по 5 часов каждый рабочий день. И это только сериалы. Кстати, ICTV, кажется, пока не озабочен будущим законом (или пытается выдать «на гора» все купленные сериалы?), потому что уже на следующей неделе в эфир выйдет еще один продукт РФ — «Дознаватель».
 
А лидером по объемам российского контента среди центральных каналов стала ТРК «Украина»: «След» (1000 минут), «Мент в законе» (414 минут), «Дорожный патруль» (135 минут). Всего 25,8 часов за эту неделю, включая субботу и воскресенье, почти по четыре часа каждый день.
 
Это не говоря уже о каналах, которые больше специализируются на развлекательном, а не информационном контенте, как «НТН» или «Новый канал», у которых фильмы и сериалы занимают львиную долю эфира, и российские там встречаются нередко.
 
«Закон как дышло...»
 

Конечно, заполнить такие колоссальные пробелы собственным продуктом каналы не смогут в таком авральном темпе. А значит, будут искать другие пути. По словам медиа-эксперта Института медиа-права Игоря Розкладая, телевещатели смогут обходить данный закон, хоть он и довольно неплохо прописан.
 
«Есть такая старая история, как «национальный продукт», — говорит медиа-юрист. — Фильм может сниматься на территории Украины, и хоть формально он — российский, но снят у нас, и здесь могут возникнуть разночтения. Даже если съемочная площадка в Ялте, мы же все равно признаем, что Крым — это Украина, а соответственно этим могут пользоваться. Риски обхождения данного закона я вижу, тем более, делать это у нас умеют. Самая большая проблема — копродукция. Также вопрос в том, насколько оценочные суждения по поводу «создания позитивного образа» будут грамотно прописаны регулятором. Важно, чтобы те чиновники, которые будут принимать эти решения, четко прописывали мотивацию, иначе дело будет подлежать обжалованию. Надеюсь, данный закон, если не решит полностью проблему, то по крайней мере уменьшит поток пропаганды», — подытоживает Игорь Розкладай.
 
...Патовая ситуация в шахматах возникает в результате предыдущих ходов. Игрок, который имеет право ходить, не может воспользоваться данной возможностью, поскольку отсутствуют варианты передвижения фигур, не нарушающие правила игры. Так и в украинском телепространстве: каналы сами себя загнали в тупик, и теперь «слезть с иглы» «русского мира» им невероятно сложно. Но как показывает пример единиц, возможно. Если же обращаться к мифологическим образам, то игла русского сериального «кощея бессмертного» — в яйце, то есть в Кремле. А сказку все мы знаем...
 
«День» обратился к крупнейшим общенациональным каналам за комментариями о том, как новый закон отразится на их эфире. На момент сдачи номера ответа от «Интера», ТРК «Украина» не было.
 
«Собственный продукт намного перспективнее»
 
Андрей Коваль, программный директор канала «1+1»:
 
— Мы уже давно пытаемся подавать российский контент дозировано. Даже без закона было ощущение, что зритель начал по-другому его воспринимать. Но я бы не сказал, что «плюсы» имели особый статус в этой ситуации. Данный закон будет болезненным для всех каналов. И мы, и наши коллеги это почувствуют. Есть разные варианты выхода из ситуации — давать больше публицистики, начать производить больше собственного сериального продукта. Мы же сократили количество часов сериального продукта в прайм-тайме с двух до одного часа. Мы ориентированы прежде всего на украинский рынок и рынки, близкие нам по ментальности. Хотим продолжать сотрудничество с Турцией. С другими рынками особого успеха не было: это британские, американские, французские и израильские сериалы. Они не так привлекают украинского зрителя. Что касается разницы цен на производство собственного продукта и покупку российского контента, то в какой-то момент цены сравнялись. Было приблизительно одинаково, что покупать в России, что производить у нас. Но собственный продукт намного перспективнее, чем закупной. Считаем, что развивать собственное производство важно, и «1+1» уже активно движется в этом направлении.
 
«Государство должно инвестировать в производство украинского контента»
 
Александр Богуцкий, директор-президент телеканала ICTV:
 

— Мы значительно сократили долю российских сериалов, не дожидаясь принятия закона, и увеличили количество собственного производства. В стране все заинтересованы в увеличении украинской продукции, главный вопрос сейчас — кто заплатит за ее изготовление, учитывая то, что крупные каналы бесплатны для зрителей, а рекламный рынок, мягко говоря, не растет. Именно поэтому наши инвестиции в линейки украинских сериалов — более чем ответственный шаг, и, надеюсь, зрители поддержат нас осенью, когда украинские сериалы станут в эфир.
 
Мы украинский телеканал, поэтому главное для нас — украинские телезрители. Мы обсуждаем кое-что с соседями поляками, но это не вопрос текущего года, скорее перспективы. Все понимают, что покупать значительно дешевле, чем производить, и это одна из ключевых проблем данного решения: наряду с запретом российской продукции нет ни одного шага государства для поддержки украинского. Украина инвестирует почти 100 миллиардов гривен в оборону, в которой, по словам всех главных политиков на всех уровнях, информационный фронт очень важен. Тем не менее, инвестиций в него — ноль. По такой логике государство должно было бы инвестировать в производство украинского контента: кино, сериалы, газеты, журналы, книги. К сожалению, этого решения будто стыдятся. Поэтому сделаем все, что сможем, сами, и, думаю, мы будем лидерами в росте украинского производства в этом году среди украинских телеканалов.