Российский энергетический концерн «Газпром» все больше и все более открыто отворачивается от Европы и обращает свои взоры на Китай, а также на другие рынки.
Что касается мотивов подобного разворота, то глава концерна Миллер не оставляет открытым ни один вопрос: он хочет усилить конкуренцию на рынке энергоносителей и сырьевых товаров из Сибири, и таким образом поднять цены.
Тем не менее Газпром и Кремль не хотят окончательно разозлить Европу и сигнализируют о готовности к компромиссам.
Берлин — Еще в начале февраля в отличном отеле Four Seasons в Гонконге стало ясно, что для самого крупного газового концерна в мире лишь немногое сохранится в прежнем виде. Глава Газпрома Алексей Миллер выбрал именно этот город с многомиллионным населением и особую экономическую зону для проведения ежегодной презентации для инвесторов, а не Нью-Йорк или Лондон, как в предыдущие годы. Китай ответил на признаки новой склонности совершенно особым способом. Рейтинговое агентство этой страны Dagong, несмотря на существующие проблемы, присвоило находящемуся в непростом положении российскому концерну наивысшую оценку AAA. Основание: санкции Запада из-за кризиса на Украине пока никак не повредили российскому гиганту.
Послание со встречи новых партнеров на востоке: Dagong и Миллер, Россия и Китай — вот та ось, которая может дать отпор Западу. Газ из Сибири, по плану Москвы и Пекина, может в будущем поставляться не в Европу, а в Азию. После этого в отношениях между Газпромом и Европой установился период холодного молчания. После последнего публичного выступления Миллера на Западе прошло несколько месяцев, а в понедельник он появился на небольшой конференции в Берлине и сделал там завления.
«Европа и Азия находятся на пути в новый энергетический мир»
В шикарном отеле немецкой столицы Миллер выступил на очередном заседании дискуссионного клуба «Валдай» — это своего рода российская фабрика мысли, — в котором приняли участие не более сотни ученых, менеджеров и политиков. То послание, которое направил в непринужденной форме глава близкого к Кремлю концерна, может вызвать во всей Европе новые озабоченности по поводу снабжения природным газом континента.
«Европа и Азия находятся на пути в новый энергетический мир», — сказал Миллер и не оставил никаких сомнений относительно того, что речь идет вовсе не о партнерстве, а о конкуренции. Прежде всего Китай и Европа, по его словам, имеют нечто общее: Сибирь как источник своих энергетических ресурсов. Миллер тут же сообщил собравшимся специалистам, что означает новая конкуренция: повышение цен. Уже в конце года этот эфемерный ресурс вновь подорожает, объявил Миллер. И в 2016 году, по его словам, повышение цен продолжится.
Выступление Миллера в Берлине показало: Газпром ведет борьбу на нескольких фронтах. Этот концерн играет важную роль на политической арене в украинском кризисе. В декабре он совершенно неожиданно отказался от многомиллиардного проекта «Южный поток» с участием европейских партнеров, и сделано это было для того, чтобы направить российский природный газ не в Западную Европу, а в Турцию, а также для того, чтобы создать новые политические альянсы в Юго-Восточной Европе.
Одновременно российский сырьевой монополист утратил былую экономическую силу. Он сталкивается сегодня с уменьшением объемов сделок, и должен теперь действовать очень внимательно, чтобы не потерять еще больше. Четыре года назад квартальный доход Газпрома равнялся почти 16 миллиардам долларов, и это был мировой рекорд, позволивший ему опередить американский концерн Apple. А последние данные по квартальной прибыли составили всего 1,6 миллиарда долларов. В 2008 году Миллер самоуверенно объявил о том, что биржевая стоимость концерна «через семь лет достигнет триллиона долларов». Сегодня при рыночной капитализации в 50 миллиардов долларов российский концерн весьма далек от провозглашенной цели.
Угрозы с одной стороны, примирительные сигналы — с другой
Российского гиганта пошатывает. И поэтому в последнее время он посылает также примирительные сигналы вместе со своими угрозами. Отдаление Европы от России и принятие новой стратегии, делающей ставку на многочисленные источники поставок природного газа, связаны с большими рисками, отметил Миллер. По его мнению, российский природный газ Европе нечем заменить. Миллер предостерег Еврокомиссию от попыток помешать концерну обойти Украину с помощью новых трубопроводов. «Это было бы большой ошибкой», — подчеркнул он. Однако Газпром, по его словам, готов уважать новые правила Еврокомиссии в области энергетической политики, по поводу которых уже долгое время ведется борьба.
Газпром, возможно, даже готов участвовать в строительстве новых газопроводов в Европе, отметил глава российского концерна. «Если нас пригласят, мы изучим этот вопрос», — сказал он. Еще недавно он заявлял о том, что Европа теперь должна будет получать его природный газ через новый трубопровод в Турции. По данным Миллера, уже в 2019 году российский природный газ потечет в Турцию. И если Россия в тот момент прекратит транспортировку природного газа через Украину, то в таком случае нужны будут новые газопроводы для поставки голубого топлива в Европу через Босфор. «Времени мало, и Европа должна срочно разработать планы», — отметил Миллер. Пока большая часть поставляемого Россией природного газа проходит через территорию Украины. Однако Россия не намерена продлевать существующие транзитные договоры с этой страной.
Тем временем уход Газпрома с европейского рынка продолжается. Уже в ближайшие дни должен последовать новый удар: окончательная продажа активов компании VNG, крупнейшего предприятия в Восточной Германии. Когда-то оно рассматривалось русскими как трамплин для входа на немецкий газовый рынок.
Российский министр энергетики Александр Новак , который вместе с Алексеем Миллером ездил в Берлин, дал понять, как оценивает Кремль попытки Европы освободиться от российского обхвата. Еще по меньшей мере четверть века европейский континент будет зависеть от поставок российского природного газа, подчеркнул Новак в Берлине.