Возможно, упрямцу Гюнтеру Грассу (Günter Grass) понравилось бы совпадение событий в Любеке. «Город скорбит», — заявил мэр Бернд Заксе (Bernd Saxe) в день смерти писателя, принимавшего активное участие в политической жизни, и распорядился спустить флаги. Одновременно по улицам строго охраняемого города кружили группы демонстрантов, которые абсолютно в духе Грасса выражали протест против «войны и капитализма», соответствующие надписи можно было прочитать на их баннерах, и пестрые полосы, оставляемые бомбами с краской, тянулись по ночным переулкам.
Германия, принимающая сторона нынешнего саммита G7, встречи важнейших прежде индустриальных держав, выбирая место старта, отдала предпочтение старинному ганзейскому городу с богатыми традициями и связями с регионом Балтийского моря и Российской империей. Организаторы все так прекрасно придумали, но политическая реальность помешала им: Россия до сих пор остается за рамками клуба могущественных. После аннексии Крыма Барак Обама (Barack Obama), Ангела Меркель (Angela Merkel) & Co. изгнали — пока — Владимира Путина из форума.
Поэтому случилось так, что Сергей Лавров отсутствовал во вторник на открытии встречи министров иностранных дел «большой семерки» в пока еще не открытом для посетителей Ганзейском музее на берегу реки Траве. И это при том, что накануне вечером в Берлине на вилле Борзиг он принял участие, наряду с коллегами из Франции и Украины, в заседании по украинскому кризису, которым руководил глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер (Frank-Walter Steinmeier).
Украинский конфликт — самая главная тема для председательствующей в G7 Германии. Меркель и Штайнмайер в качестве посредников в урегулировании кризиса задают тон, и для них как лидеров переговорного процесса выполнение Минских соглашений особенно важно. Встреча глав МИДов в Любеке, так же как и конференция министров финансов, проводится в рамках подготовки к саммиту G7 в замке Эльмау в начале июня. Ввиду исключительно высокого статуса участников и отдаленности места проведения саммита в баварских Альпах, антиглобалисты стремятся перенести свои акции протеста в Мюнхен, Франкфурт — там несколько недель назад летели камни и горели автомобили, — а также в Любек.
Усиление значимости G20
Между тем от присутствия на открытии встречи пришлось отказаться и Джону Керри (John Kerry). Госсекретарь США в это время отчитывался перед Конгрессом в том, что касается ядерной сделки с Ираном. В Любеке он намеревался, наряду с коллегами из Германии, Франции и Великобритании, которые принимали непосредственное участие в переговорах в Лозанне, посвятить в детали переговоров с Тегераном министров Италии, Японии и Канады.
Помимо прочего, Штайнмайер «вписал» в повестку дня обычные конфликтные темы: Ближний Востоке, Сирия, Йемен, Ливия, Ирак и Афганистан. В качестве главной темы Германия хочет обсудить морскую безопасность, которой угрожают пиратство и территориальные конфликты, в частности, возникшие в Юго-Восточной Азии из-за претензий Китая.
Впрочем, за столом переговоров в Любеке не будет присутствовать быстро растущая морская держава Китай, поэтому критики подвергают сомнению — по меньшей мере, после того, как разразился мировой финансовый кризис — эффективность формата G7, тогда еще G8. С тех пор платформа G20, включающая такие страны с переходной экономикой, как Китай, Индия, Бразилия, Мексика, Индонезия или ЮАР, приобретает все большее значение. Последний саммит G20 состоялся пять месяцев назад в австралийском Брисбене.
Гельмут Шмидт (Helmut Schmidt) и Жискар д’Эстен (Giscard d’Estaing) относятся к основателям форума: 40 лет назад в формате G6 главы государств и правительств встретились для беседы у камина в замке Рамбуйе под Парижем. Год спустя к ним присоединилась Канада, в 1998 году — Россия. Тем временем по содержанию саммиты «большой семерки» стали встречами для обсуждения всевозможных тем. С политической точки зрения формат несколько устарел вместе с благородными призывами и продуманными итоговыми документами.