По всей видимости, после отмены санкций, введенных против Ирана Советом Безопасности ООН, для Тегерана сейчас складывается весьма благоприятная ситуация. Если швейцарская декларация приведет к подписанию окончательного договора между Исламской Республикой и «шестеркой» международных посредников, со страны будут сняты ограничения на покупку импортного вооружения. Это коснется и отмены запрета на поставки любого вида тяжелых вооружений, запчастей к ним и соответствующих технологий, что является основным препятствием в области импорта оружия в Иран. Также будут сняты санкции в нефтяной и банковской областях, из-за которых государству стало несколько труднее наполнять бюджет. С отменой односторонних нефтяных и финансовых санкций Иран даже в условиях снижения мировых цен на нефть получит доступ к огромной части своих замороженных активов, а его прибыль в иностранной валюте значительным образом увеличится. Данное обстоятельство позволяет весьма оптимистично оценивать дальнейшее российско-иранское сотрудничество в военной области, ведь после Исламской революции 1979 года Россия была самым крупным для Ирана поставщиком вооружения.
России удалось сыграть исключительную роль в военном сотрудничестве с Ираном, пусть в этом партнерстве и были некоторые подчас продолжительные паузы. Если не считать Китая, который сейчас стремительно завоевывает себе позиции одного из крупнейших производителей на мировом рынке вооружения, то Иран имеет дело только с одним серьезным экспортером данного вида продукции. Только Россия в состоянии производить все виды вооружения достойного качества и, разумеется, имеет возможность поставлять оружие в Иран. Существуют серьезные сомнения в том, что какое-либо государство Запада или кто-то из его союзников в скором времени смогут продавать вооружение Исламской Республике. Между тем начало нового этапа военного сотрудничества между Москвой и Тегераном ставит на повестку дня целый ряд вопросов, а именно: к какому виду продукции Иран будет проявлять интерес и в какой мере Москва сможет удовлетворить его запросы? Какие меры необходимо предпринять Ирану, чтобы избежать повторения негативного сценария, когда Россия отказывается от сотрудничества? И, наконец, что может Исламская Республика сделать для того, чтобы РФ не превратилась в единственного поставщика вооружений?
Какие виды вооружений Иран надеется получить от России?
Россия и Иран начали военное сотрудничество задолго до введения санкций Совета Безопасности ООН. В начале текущего года две страны подписали договор о военном партнерстве в надежде на то, что в скором времени с отменой запретительных мер они снова смогут начать активное сотрудничество в этой области. В частности, российское руководство говорит о возможности поставки в Иран купленных им зенитно-ракетных комплексов С-300, а один российский военный эксперт даже заявил, что обе страны готовы заключить контракты на сумму в 13 миллиардов долларов.
Как видно, Иран чрезвычайно заинтересован в военном сотрудничестве с Россией, причем это касается не только поставок комплексов С-300 и противовоздушной обороны. Военно-воздушные силы Исламской Республики нуждаются в новом оборудовании. Несмотря на планы о создании собственных самолетов-истребителей, Ирану необходимо партнерство с Россией. В частности, ему предстоит модернизировать свой вертолетный флот. На фоне значительных достижений в плане оборудования для сухопутных сил стране также нужно заменить устаревшую бронетехнику. Что касается танков, то здесь, конечно, можно привести пример собственного иранского производства, модель Zulfaghar, однако американские и британские образцы M-48 M-60 и Chieftain, полученные еще до революции, а также трофейную технику, которая досталась иранской армии в результате войны с Ираком, следует заменить. Свои потребности имеются и у военно-морских сил ИРИ. К примеру, в течение следующего десятилетия необходимо найти замену для иранских подводных лодок класса «Кило» российского производства либо модернизировать их для увеличения срока эксплуатации.
Однако в противовес всем этим запросам попытки снабжать Иран оружием будут, скорее всего, сталкиваться с определенными трудностями. Первая из них связана с политикой России в этой области. Москва имеет некоторые опасения в отношении Ирана, вытекающие из ее представлений о роли Исламской Республики в регионе, поэтому она, вероятно, вряд ли захочет продавать своему соседу самое современное оружие. Кроме того, стоит напомнить, что за последние два десятилетия Москва не раз отказывалась от поставок Тегерану новейших военных разработок под давлением Соединенных Штатов, арабских стран и Израиля.
Согласится ли Россия поставлять Ирану ключевые средства вооружения?
В 2007 году израильским информационным порталом DEBKAfile был опубликован ряд сообщений о том, что Иран намеревается закупить у России 250 истребителей Су-30 и 20 самолетов-заправщиков Ил-78. Москва, правда, сразу же опровергла это заявление. С того момента прошло несколько лет, а в вопросе о приобретении российских вооружений до сих пор основным фактором остается не столько количество, сколько качество и эффективность этих вооружений. Учитывая то, что в девяностых годах и даже еще позднее Россия оставляла без внимания предложения Ирана о покупке Су-27 и Су-30, существует вероятность того, что вместо таких машин, как, например, Су-35, или даже еще более современных моделей она вновь захочет подсунуть Тегерану маломощные МиГ-29СМТ или вообще МиГ-35. Вот еще один пример: Москва продала Ирану подлодки «Кило», которые не рассчитаны на стрельбу противокорабельными ракетами.
Вторая трудность состоит в том, что, к сожалению, производители российского оружия уже несколько раз поставляли своим покупателям неподходящее и даже бракованное оборудование, что вызывало у тех серьезное недовольство. Именно низкое качество поставленных вооружений вооружения стало причиной конфликта России с Индией по поводу Су-30, а также с Алжиром и Перу из-за МиГ-29.
Третья проблема заключается во внешнеполитическом давлении. В прошлом Россия не раз отказывалась от развития военного сотрудничества с Ираном под давлением Америки, Европы, арабских государств и Израиля. Довольно часто случалось и такое, что, закупая оружие у России, арабские государства тем самым платили Москве мзду за то, чтобы она не поставляла оружие Тегерану. Кроме того, вполне возможно, что из-за оружейных поставок Исламской Республике Россию будут подвергать еще большему давлению в связи с украинским кризисом.
Четвертая проблема сводится к политической обстановке внутри Ирана. Современный иранский истеблишмент много раз жестко критиковал политику шахских властей до революции в связи с крупномасштабными закупками оружия за рубежом. Поэтому, учитывая к тому же нынешнюю экономическую ситуацию в стране, от Ирана не стоит ждать, по крайней мере в ближайшее время, заключения очень крупных военных контрактов.
Задачи Ирана — сохранить осторожность в закупках и не допустить возникновения российской монополии
Есть все основания предполагать, что для реализации адекватной политики в отношении этих возможных проблем Иран должен тщательно обдумывать принимаемые им решения и, в частности, воздерживаться от того, чтобы скупать все подряд у щедрой России. Хотя бы надо стараться не повторять тех ошибок, которые были допущены в начале девяностых годов при закупке МиГ-29. Исламской Республике ни в коем случае не стоит покупать подержанное российское вооружение, даже если Москва будет предлагать для этого выгодные условия, а в случае возникновения малейших технических недостатков (как это было в случае с техникой, приобретенной Индией, Алжиром и Перу) следует немедленно приостанавливать все сотрудничество. Все данные аспекты должны быть непременно зафиксированы в заключаемых контрактах. Помимо этого, по мере возможности следует уделять внимание лицензионному производству в самом Иране и передаче ему технологий. Необходимо воздерживаться от приобретения или закупать в самых малых количествах оружие, которое не обеспечит Ирану значительного военного преимущества или не является для него жизненно важным. Если все же решение о военных закупках принято, важно делать выбор в пользу самых современных образцов. Нельзя допустить повторения ошибок, допущенных в девяностых и нулевых годах, когда за рубежом были куплены комплексы противовоздушной обороны САМ-6 и Тор-М1. Если Иран все-таки соберется приобретать российское оружие, то выбор должен быть сделан в пользу самых лучших, новейших и совершенных образцов. Оружейные контракты с Россией следует заключать при соблюдении всех этих параметров, в противном случае от сделки с российской стороной следует отказаться.
Помимо этого, Ирану не следует выбирать те виды вооружения, наличие которых вызовет сильный резонанс в других странах. К примеру, покупка систем противовоздушной обороны, которые имеют исключительно оборонительный характер, спровоцирует гораздо меньше волнения в международных кругах, нежели поставки противокорабельных ракет, новых подводных лодок класса «Лада» или морских мин. К тому же ввиду того, что Иран борется с кризисом на территории Ирака, Тегерану необходимо заботиться о боевой мощи своих воздушных и бронетанковых сил.
Еще одним важным шагом Ирана должно стать обращение к другим производителям оружия. Самым важным из них является Китай, хотя в отношениях и с этой страной следует учитывать негативный опыт прошлого сотрудничества. Вместе с тем сейчас КНР уже не производит дешевое и некачественное вооружение, как это было раньше. В настоящее время эта страна значительно расширила ассортимент военной продукции, которая, к тому же, отличается приемлемым уровнем качества. Более того, КНР постепенно добивается независимости в плане военного производства. Через несколько лет эта страна станет полностью самостоятельна даже в производстве двигателей для истребителей и освободится в этом плане от российской зависимости. Несмотря на то, что Россия по-прежнему приводит доводы касательно ограниченного характера военных связей с Китаем, Иран вполне в состоянии выбирать между этими двумя игроками. Так, для некоторых военных целей Ирану могли бы подойти недорогие и эффективные китайские истребители J-10 и J-17. Кроме того, Китай добился значительных успехов в производстве дизельных подводных лодок, большую партию которых у него уже заказал Пакистан. Различную продукцию выпускает китайское вертолетостроение, больших успехов добилась эта страна и в выпуске военно-транспортных средств.
Как только Иран найдет третьего поставщика вооружения, после отмены санкций он сможет еще больше разнообразить перечень закупаемой продукции. Так, в конце восьмидесятых — начале девяностых годов Исламская Республика довольно активно сотрудничала в военно-промышленной сфере с Бразилией, и возможность возобновления этого сотрудничества все еще остается. Украину, несмотря на ее прозападную ориентацию, также можно рассматривать как поставщика широкого спектра товаров военного назначения. Определенными возможностями для этого также обладают Сербия и Белоруссия.