Президент Владимир Путин провел уже 13-й по счету сеанс общения с народом. В ходе очередной «прямой линии» глава государства постарался в первую очередь развеять беспокойство россиян и подтвердить обоснованность нынешней политики Москвы.
В этом году программа длилась четыре часа, то есть чуть меньше, чем в прошлом. В ходе «Прямой линии» был затронут широкий спектр вопросов, от медицины до внутренней политики и дипломатии. По заявлениям продюсеров, в этом году был побит рекорд звонков: у граждан набралось более 3 миллионов вопросов к главе государства.
«Мистрали» не отразятся на обороноспособности России
Вопрос о поставках французских кораблей «Мистраль» задали только на третьем часу.
«Отказ от поставки кораблей по действующему контракту — это плохой знак, но для нас с точки зрения поддержания обороноспособности, сказать вам откровенно, он не имеет никакого значения», — заявил Путин.
«Мы в свое время эти контракты заключили прежде всего для того, чтобы поддержать наших партнеров и обеспечить загрузку их верфей, — сказал Путин. — Но я исхожу из того, что действующее руководство Франции и вообще французы — люди порядочные, и деньги нам вернут. Мы не намерены даже требовать каких-то неустоек, каких-то штрафов запредельных. Но главное, чтобы все издержки, которые мы понесли, были возвращены».
Скорого снятия санкций ждать не стоит
Однако в первую очередь ему, что не удивительно, задали вопрос об экономическом положении страны и украинском кризисе.
Что касается санкций, «наша задача — президента, правительства, Центробанка и руководителей регионов — пройти этот период с наименьшими потерями и использовать это себе на пользу. Мы можем это сделать». Кроме того, рынок сельхозпродукции «был занят внутри самой страны, особенно после вступления страны в ВТО. А теперь мы его очистили».
Тем не менее он признал трудности в жизни населения в связи ростом инфляции и снижением покупательной способности.
Наконец, «вряд ли стоит ожидать скорого снятия экономических санкций в отношении России. Вопрос снятия санкций носит чисто политический характер».
Самое трудное — позади
В таких условиях «восстановление экономики произойдет быстрее, чем ожидается. Где-то в районе двух лет, мне кажется». Как отметил глава государства, «мы прошли пик проблем и с выплатой внешних кредитов нашими банковскими и другими предприятиями из реального сектора».
Он подчеркнул, что рост курса рубля (+40% с марта) не был связан с ценами на нефть, и что, несмотря на рост безработицы (+5,8%), ей по уровню еще далеко до Европейского Союза.
Президент признал, что в России в этом году все еще сохранится рецессия, но она однозначно будет не столь серьезной, как в прошлом.
Иран демонстрирует «явное желание достичь компромисса»
На вопрос об иранской ядерной программе и решении Москвы поставить Тегерану ракетные комплексы С-300 Владимир Путин объяснил такой шаг двумя причинами. «Мы поставляем Ирану исключительно оборонительное оружие», а санкции ООН не запрещают поставки подобного вооружения.
Кроме того, договор был подписан еще в 2007 году, а в 2010 году Москва в одностороннем порядке приостановила его. «Но сегодня иранские партнеры демонстрируют очень большую гибкость и явное желание достичь компромисса. По сути, все участники переговоров объявили, что соглашение уже достигнуто, и вопрос — только в технических деталях. Поэтому мы и приняли такое решение», — разъяснил ситуацию Владимир Путин.
«Кстати, мы не являемся главным поставщиком оружия в этот регион. США поставляют больше», — с иронией сказал президент.
Наконец, С-300 — «это сдерживающий фактор в связи с ситуацией в Йемене».
Порошенко не предлагал забрать Донбасс
Возвращаясь к ситуации на Украине, президент России категорически опроверг информацию, появившуюся в американском журнале Forbes. Как утверждает издание, Петр Порошенко предложил Владимиру Путину аннексировать Донбасс, но российский лидер ответил отказом.
Как утверждает Путин, Порошенко не предлагал ему «забрать» Донбасс. По мнению главы государства, «нынешние украинские власти своей рукой отрезают от Украины Донбасс». «Выход может быть только один — выполнение Минских договоренностей, конституционная реформа всей страны и Донбасса, в частности. Мы, конечно, не собираемся вмешиваться, это не наше дело — навязывать Украине метод поведения, но мы ждем выполнения минских соглашений и хотим, чтобы они были исполнены», — заявил президент.