Большую часть проходившего в четверг телемарафона «Прямая линия» российский президент Владимир Путин убеждал страну в том, что вот-вот наступят лучшие времена. Однако после резкого замечания фермера, занимающегося производством молока, оптимизма в его словах сразу же поубавилось.
«У Вас есть статистика. Кажется, всё хорошо, но, простите, это не так, — сказал фермер, который пожаловался на то, что выращивая скот, он за 15 лет так и не получил прибыли. — У меня пять детей, — продолжил он с места в зале студии, — я должен быть уверенным в их будущем в России».
Сообщается, что фермер, которого зовут Джон Копицки, родом из Великобритании и живет в России уже более 20 лет. Но, несмотря на свое западное происхождение, он, как оказалось, сумел хорошо описать беспокойство жителей своей новой родины по поводу ее экономических проблем.
Пытаясь развеять эти давние опасения — и отвечая на участившиеся жалобы в связи с его излишним участием в управлении финансово-бюджетной системой страны — Путин на протяжении первого часа четырехчасовой программы говорил исключительно об экономике. По его словам, Россия столкнулась с самым значительным спадом в экономике в результате западных санкций, введенных из-за конфликта на Украине, и обвала мировых цен на нефть.
Что же касается фермера, то президент в ответ на его вопрос подробно обсудил проблемы, стоящие перед молочной промышленностью страны — в том числе закупки дешевого сухого молока из Белоруссии — и шаги, предпринимаемые правительством для улучшения ситуации в отрасли.
Разумеется, экономические проблемы, существующие в России, касаются не только сельского хозяйства. Как сообщает The Associated Press, по официальным прогнозам, экономический рост сократится в этом году на 3%-5%, причем такой резкий спад произойдет впервые с тех пор, как Путин был избран президентом 15 лет назад. Несмотря на демонстративный оптимизм Путина, Кремлю, по мнению экспертов, потребуется провести ряд принципиально важных реформ, если он хочет избежать еще более глубокой рецессии. Вот о чем писал в январе корреспондент The Christian Science Monitor Фред Уэйр (Fred Weir):
Российская экономическая модель на протяжении последних 15 лет основывалась на экспорте изобилующих в стране сырьевых ресурсов — главным образом, энергоресурсов — крупными государственными корпорациями и близкими к Кремлю компаниями. В этом случае заработанные средства используются на закупку на Западе товаров народного потребления и продуктов питания, пользующиеся спросом у населения. Эти бизнес-магнаты, которых называют олигархами, заработали на таких куплях-продажах капиталы, но так и не позаботились о том, чтобы вернуть эти средства в Россию и вложить их в развитие отечественной промышленности или сельского хозяйства.
Кремль, доходы которого росли за счет роста цен на нефть, перераспределял большую часть средств на повышение пенсий и зарплат работникам предприятий государственного сектора, что привело к четырехкратному повышению уровня жизни населения, который по-прежнему является основной причиной заоблачного рейтинга одобрения президента Владимира Путина...
Временами эта модель давала сбои. Однако сейчас из-за обрушения цен на нефть и негативного влияния западных санкций эта модель должна будет пройти испытания — самые суровые за весь период с 1990-х годов.
Теперь Путин предположил, что правительство, возможно, займется развитием малого бизнеса, чтобы помочь восстановить ослабленную экономику страны. Правда, хищнически настроенные и связанные с государственными структурами олигархи обычно блокировали подобные инициативы, и, скорее всего, будут противодействовать попыткам Кремля создать единые для всех условия для конкуренции в экономической сфере.
А пока Москва начала кампанию по заключению новых торговых соглашений со странами в разных уголках мира — от Венгрии и Греции до Кубы и Венесуэлы — в качестве ответной меры против западных санкций.
Благодаря своему уверенному выступлению в четверг Путин выглядел невозмутимым перед лицом ожидающих его трудностей. Не вдаваясь в подробности, он заявил, что экономический спад, по всей видимости, будет не таким значительным, как ожидалось, и что экономические показатели страны по-прежнему высоки. Он даже подтвердил свой прежний прогноз относительно того, что экономика возобновит свой рост через два года.
«Я думаю, что, может быть, это произойдет и быстрее, — сказал Путин. — Где-то в районе двух лет, мне кажется».
Оптимистичным тоном президент отметил недавнее укрепление рубля после резкого падения на 40% к доллару в прошлом году, увидев в этом признак восстановления доверия к России со стороны инвесторов. Он также упомянул о появлении отрадных признаков, указывающих на рост российского сельского хозяйства, что позволяет производить собственные продукты взамен западных.
Но Путин признал, что впереди страну еще ждут трудности, и попросил россиян проявить понимание и терпение. При том, что правительство планирует сократить бюджетные расходы на 10%, он заявил, что постарается уменьшить их финансовые трудности, сообщает агентство Reuters.
«И для того чтобы грамотно выстроить экономическую политику, безусловно, нужно иметь голову. Но если мы хотим, чтобы люди нам доверяли, нужно иметь еще и сердце. И мы должны чувствовать, как живет обычный человек», — сказал он.
Как сообщает The Washington Post, в течение первого часа «прямой линии» Путин лишь однажды упомянул конфликт на Украине в связи с санкциями.
Путин сказал зрителям, что, по его мнению, санкции продлятся не один год. Но, в конечном счете, испытания не ослабят Россию, а сделают только сильнее.
«Вряд ли сейчас стоит ожидать снятия санкций, потому что это вопросы чисто политического характера, — сказал Путин. — Они хотят сдержать наше развитие».
Высказывания Путина об Украине еще раз подтвердили его позицию в отношении того, что в экономических трудностях России во многом виноваты США и Европа. На фоне продолжающихся санкций Кремль всячески старается избавить страну от зависимости от западного импорта — в том числе и от McDonald’s.