Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Зеркало для Германии

В минувший понедельник, 13 апреля, умер последний великий немецкий писатель двадцатого века Гюнтер Грасс (Günter Grass). Ему было 87 лет.

© AP Photo / Jens MeyerНемецкий писатель Гюнтер Грасс
Немецкий писатель Гюнтер Грасс
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Бывший солдат «Ваффен-СС», ярый противник фашизма, моралист, социал-демократ до мозга костей, антиамериканист, критик Израиля так сам описывал себя: «Ни испытанный антифашист, ни бывший национал-социалист, а скорее рискованный плод поколения, отчасти родившегося слишком рано, отчасти отравленного слишком поздно».

Гюнтер Грасс не боялся смерти. «Меня пугают боли, а если все произойдет быстро и безболезненно, то это было бы хорошо», — так говорил он буквально несколько месяцев назад. Но о смерти Грасс не думал, он работал. Работал чуть ли не до последнего дня своей жизни и наслаждался каждым моментом. По словам его издателя Герхарда Штайдля (Gerhard Steidl), по завершении рабочего дня Грасс обязательно выпивал рюмочку шнапса, и даже несмотря на предостережения врачей, предпочитал не вынимать изо рта свою любимую трубку.

Свою последнюю книгу под названием «Vonne Endlichkait» (что это значит, пока непонятно) Гюнтер Грасс все же успел завершить, она проходит сейчас заключительную корректуру. Как говорят в издательстве, эта работа великого писателя является «литературным экспериментом, соединяющим в себе поэзию и прозу». Первое чтение выдержек из книги пройдет 12 июня в Геттингене во время открытия местного архива Гюнтера Грасса, а к середине лета роман появится в Германии в продаже.

Бывший солдат «Ваффен-СС», ярый противник фашизма, моралист, социал-демократ до мозга костей, антиамериканист, критик Израиля так сам описывал себя: «Ни испытанный антифашист, ни бывший национал-социалист, а скорее рискованный плод поколения, отчасти родившегося слишком рано, отчасти отравленного слишком поздно». «Грасс всегда держал зеркало перед нашим обществом, перед нашей страной», — так сказал о нобелевском лауреате бывший федеральный канцлер Герхард Шредер (Gerhard Schröder).

Действительно, писатель всегда сравнивал свою собственную судьбу с судьбой своей страны, стараясь переосмыслить ее. Так, он всю жизнь пытался бороться с нацистской составляющей своей жизни, осознавая при этом, что этот «эпизод» просто так вычеркнуть невозможно. Интересно, что именно по этой причине Грасс в 1990 году выступал против объединения Германии. Он полагал, что единое немецкое государство вновь станет воинственным и может даже скатиться к праворадикальным течениям.

Самой приемлемой формой для воплощения немецкой трагедии ему казался современный плутовской роман. «Жестяной барабан» прочно связан с этой литературной традицией, где концентрация гротеска и сатиры доведены чуть ли не до абсурда. Писатель всегда говорил о том, что главной темой его творчества остается вина нацизма, вина не только тех, кто его непосредственно поддерживал, но и тех, кто «соучаствовал и сочувствовал».

Гюнтер Грасс ненавидел лицемерие современного мира, весьма скептически относясь к тому, что будет после него. Именно в лицемерии он видел корень всех бед и »не мог молчать», когда «одно бесчестие вытесняет собой другое». «Если он видел, что под угрозой оказывается демократия, то он никогда не оставался в стороне», — так говорил о Грассе президент Берлинской академии искусств Клаус Штэк (Klaus Staeck).

Согласно собственным словам писателя, в живых во время войны он остался лишь благодаря случаю. Наверное, именно поэтому он всю жизнь пытался этим случаем правильно воспользоваться. И это ему действительно удалось.