Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания и Исландия подписали документ о более тесном военном сотрудничестве. Эти страны объединяет география — все они расположены на севере Европы, — но до последнего времени разделяла внешняя политика — Хельсинки и Стокгольм подчеркивали свой нейтральный статус, остальные состояли и продолжают состоять в НАТО. Теперь они объединяются перед угрозой со стороны России. Подписи под ним поставили министры обороны: Норвегии — Ина Мари Эриксен Снерейде, Дании — Николай Ваммен, Финляндии — Карл Хаглунд, Исландии — Гуннар Браге Свейнссон, Швеции — Петер Хультквист. Заявление подписали министры обороны, что указывает на то, что оно носит более деловой, практический смысл, нежели просто политическая прокламация, однако все-таки оно составлено в форме декларации, и является ответом на политику России, которую в Европе считают агрессивной.
Формально Североатлантический Альянс не расширил свое присутствие в регионе, но и говорить о том, что Европа останется прежней после этого соглашения уже не приходится. Хотя это заявление не является неким аналогом военного договора, попыткой создать некий альянс, поскольку оно не содержит положений об обязательной совместной обороне. В случае начала военного конфликта парламент каждой страны будет решать вопрос об участии в нем этого государства отдельно.
Кооперация, о которой договорились пятеро министров, будет включать в себя увеличение числа совместных учений, расширение военно-технического сотрудничества, обмен разведывательной информацией и совместную деятельность в области информационных технологий. Кроме того, в тексте описывается более тесное сотрудничество с балтийскими странами.
В ответ на действия России
В последние годы Россия традиционно винит Запад в ухудшении отношений. Укрепление своих вооруженных сил Кремль обосновывает тем, что в течение двух десятилетий после развала СССР страна тратила недостаточно средств на армию, и теперь наверстывает упущенное. Замминистра обороны России, отвечающий за внешнеполитическую деятельность, Анатолий Антонов в интервью программе «Стратегия» телеканала Россия 24 объяснил волнение среди участников НАТО так: «Когда лет пять-десять назад наша активность на территории Российской Федерации была не столь высока, все молчали, всем нравилось. Когда лет 15 тому назад внимания к вооруженным силам было недостаточно, у нас были очень большие проблемы... и все было хорошо. Но когда мы стали активно действовать, когда мы стали регулярно проводить учения и внезапные проверки, когда мы стали получать новейшие образцы вооружения... стали волноваться наши натовские друзья».
Однако в заявлении североевропейских стран особо подчеркивается, что их решение о более тесном сотрудничестве принято не столько на фоне возросшей активности российской армии, сколько после того, как Россия продемонстрировала всему миру, как она может этой армией воспользоваться.
Документ начинается со слов: «Российская агрессия против Украины и незаконная аннексия Крыма являются нарушением международного законодательства». И непосредственную опасность для себя пятерка североевропейских государств видит в том, что она называет «поведением России, которое является серьезнейшим вызовом европейской безопасности». Отдельно отмечается, что речь идет о действиях, а не риторике Кремля.
В тексте указывается, что обстановка на севере континента обострилась в последний год. «Россия тратит огромные деньги на усиление своей военной мощи. Лидеры этого государства уже продемонстрировали, что готовы эффективно использовать военную мощь для достижения своих политических целей и задач, причем даже тогда, когда это нарушает принципы международного законодательства. Российские военные вызывающим образом действуют непосредственно возле наших границ, несколько инцидентов произошли на границе балтийских стран», — говорится в документе.
Речь идет, прежде всего, о многочисленных и уже ставших почти регулярными случаях с российскими военными самолетами, которые летают вблизи границ североевропейских стран и в международном воздушном пространстве с выключенными транспондерами, создавая угрозу для полетов гражданской авиации.
Соответственно главным совместным действием стран европейского севера будет обмен всей информацией о ситуации в воздушном пространстве региона в режиме реального времени, «чтобы снизить риск внезапных происшествий и непонимания».
Северный театр
Норвежский военный аналитик Джейн Хааланд Матлари (Janne Haaland Matlary) в интервью Aftenposten сказала, что важная цель заявления — по возможности максимально приблизить Швецию и Финляндию к НАТО, не создавая, впрочем, формального и очевидного союза. Однако, по ее словам, выглядит это как стремление в конце концов присоединить обе страны к Альянсу. По мнению российских экспертов, эти действия отражают ту озабоченность, которую проявляют на Западе в связи с усилением российского присутствия в Арктике.
Анатолий Антонов в минувшую пятницу выступил с еще одним заявлением, в котором также сказал, что нынешнее ухудшение отношений — целиком на совести Запада, а Россия лишь защищает свои интересы. Обновленная военная доктрина, принятая в конце декабря 2014 года, не угрожает, по его мнению, странам Запада, поскольку ее основные положения остались прежними, но впервые появились пункты про обеспечение интересов в Арктике, союзнические отношения с Абхазией и Южной Осетией, а также про опасность зарубежных частных военных компаний.
По словам военного эксперта шеф-редактора «Ежедневного журнала» Александра Гольца, главным результатом соглашения, которое может быть достигнуто в результате процесса сближения этих стран, станет возможность быстрого развертывания натовских войск в Швеции и Финляднии: «На мой взгляд, очень важно [в этом соглашении] — использование баз. Ведь Норвегия является членом НАТО, и это — весьма серьезный момент».
Военный эксперт Павел Фельгенгауэр отметил, что, по его мнению, для НАТО особо опасным является ситуация в Арктике, и эта декларация призвана укрепить именно это направление.
«Там ничего нет. Там если и было что-то то все уже ликвидировали. А Россия проводит наступательного характера маневры. Очень агрессивного типа. Готовится к оккупации Исландии, Шпицбергена и севера Норвегии. Это имеет смысл, чтобы защитить атомные подводные лодки, которые базируются в Кольском заливе», — сказал Фельгенгауэр.
По словам эксперта, единственный крупный военный объект НАТО в регионе — американская военно-воздушная база «Кефлавик» закрылась в 2006 году, и главной задачей российских войск в случае конфликта, было бы занять ее или не дать это сделать американцам. База могла бы помешать действовать российским стратегическим субмаринам на Северном флоте.
Россия действительно проводила в последнее время несколько крупных учений с использованием десанта в арктических широтах. С декабря в арктической зоне на базе Северного флота действует новое объединенное стратегическое командование «Север».
Со стороны НАТО также увеличилось количество учений и повысилось их качество. В минувшем ноябре в больших маневрах участвовали 12 стран, в которых северным государствам помогали балтийские военные, войска Польши, Нидерландов, Германии и Великобритании.
В минувшую субботу, как сообщает Би-би-си, Великобритания начала традиционные учения под названием Joint Warrior, в которых участвуют и другие страны НАТО. На этот раз они будут самыми масштабными за всю историю подобных маневров. А в учениях «Arctic Challenge», которые пройдут в конце мая на территории Норвегии и Швеции, будет участвовать и американская авиация.