Сначала бывший директор-распорядитель МВФ Доминик Стросс-Кан запутался в сексуальных скандалах, и его обвинили в сутенерстве с отягчающими обстоятельствами. Затем началось следствие по делу его преемницы Кристин Лагард, которую обвинили в халатности в бытность министром экономики Франции. А недавно в Мадриде на непродолжительное время задержали Родриго Рато, который руководил МВФ до Стросс-Кана. Против него были выдвинуты обвинения в мошенничестве и отмывании денег по четырем делам.
Конечно, я не думаю, что какая-то ведьма наслала на МВФ проклятие, но вопрос здесь не только риторический. Как заявляет сам фонд, у него есть проблема с репутацией, мешающая ему выполнять свою работу. Этой работе вредят и скандалы с его прошлыми руководителями.
Рато, являющийся выходцем из богатой аристократической испанской семьи, фигурирует как минимум в четырех судебных делах. Одно дело связано с иском бывшего казначея к правящей в Испании Народной партии, у которой якобы был некий фонд для подкупа должностных лиц, использовавшийся Рато и другими партийными лидерами. Второе дело — об использовании корпоративных кредитных карт руководством кредитного банка Bankia, который возглавлял РАТО после ухода из МВФ. Рато якобы пользовался своей незаконной корпоративной картой, чтобы платить за билеты, одежду и развлечения, потратив на эти цели 54 800 евро.
В рамках другого дела по Bankia испанские власти ведут расследование, пытаясь выяснить, не вводило ли руководство банка в заблуждение регуляторов по поводу своих прибылей, что привело к его краху и последующей выплате 22,4 миллиарда долларов срочной помощи. Вчера вечером Рато задержали на семь часов в рамках еще одного расследования. Следствие пытается выяснить, законное ли происхождение имеют средства, которые он репатриировал с оффшорных счетов по амнистии для капитала.
Рато отрицает все обвинения, кроме использования корпоративной кредитной карты. Он возместил эти расходы Bankia. Тем не менее, над ним нависли густые тучи. Рато и Стросс-Кан в совокупности руководили МВФ семь лет до 2011 года. Прежние боссы МВФ не были замечены в скандалах, и после отставки занимали респектабельные должности в качестве высокопоставленных государственных деятелей.
А теперь и Лагард ведет борьбу с выдвинутыми против нее обвинениями в халатности в деле бизнесмена Бернара Тапи (Bernard Tapie), получившего от французского государства компенсацию в размере 403 миллиона евро за ущерб, причиненный ему в 2008 году национализированным банком Credit Lyonnais. Будучи в то время министром экономики, Лагард разрешила провести арбитраж, который принял постановление о компенсации. Она отрицает какое бы то ни было нарушение законов, и это дело кажется менее громким, чем дела ее предшественников.
Все это не очень-то способствует укреплению престижа МВФ в момент, когда вводимые им против таких стран как Греция меры жесткой экономии делают фонд все более непопулярным. В прошлом году МВФ признал, что из-за проблем с имиджем правительства проявляют нежелание обращаться к нему за помощью.
Отказ политических руководителей обращаться в фонд объясняется в основном негативным впечатлением, которое сложилось об МВФ у лидеров гражданского общества, у неправительственных организаций и у публики в целом, особенно в тех странах, которые больше всех пострадали от кризисов.
Проблемы, с которыми столкнулись боссы МВФ, создают негативные стереотипы о фонде, которые описаны в его директивном документе. Носят ли разрабатываемые МВФ планы финансирования чисто технический характер, или у высшего руководства фонда имеются некие политические интересы, никак не связанные с перспективами экономических реформ в странах-получателях и с их способностью по погашению долгов?
По взаимному согласию, высший пост в МВФ всегда получает европеец, а во Всемирном банке американец. США, которым принадлежит наибольшая доля в капитале МВФ и больше всех прав голоса, фактически могут накладывать вето на назначения. Вашингтон также продолжает блокировать выдвинутое пять лет назад предложение реформировать квоты и систему голосования. Если реформы состоятся, страны с формирующейся рыночной экономикой укрепят свои позиции, получат более весомый голос, а США с Европой лишатся права вето при назначении на руководящие посты.
Ни Рато, ни Стросс-Кан, ни Лагард не могли быть назначены на должность руководителя МВФ без согласия США. Поэтому сомнения в их принципиальности вызывают новые вопросы о том, а не подвергали ли их политическому давлению.
Вопрос о реформе квот снова будет обсуждаться на ежегодных встречах ВБ и МВФ в Вашингтоне, которые начинаются сегодня. Немецкий Bundesbank недавно выступил с заявлением, в котором подчеркнул, что на заседаниях будут обсуждаться «промежуточные шаги», которые можно предпринять для достижения целей реформ, чтобы не было необходимости в их утверждении американским конгрессом.
В прошлом году страны БРИКС в составе Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки объявили о создании собственного валютного резерва в сумме 100 миллиардов долларов и Нового банка развития в качестве альтернативы МВФ и ВБ. Из-за продолжающихся скандалов с бывшими руководителями МВФ и тайного сопротивления США реформам новые начинания кажутся весьма привлекательными крупным развивающимся странам. Пять стран-учредителей Нового банка развития с капиталом 50 миллиардов долларов обещают назвать имена своих представителей в нем к концу текущего месяца и начать работу банка в начале будущего года.
Господство и финансовая мощь МВФ с его 350 миллиардами наличного капитала кажутся незыблемыми, однако у проекта БРИКС будет репутационное преимущество. Этот новый банк не будет отягощен бременем прошлых скандалов, провалов в политике и чрезмерного влияния США и Европы. Появляется пространство для конкуренции.