Свыше 900 беженцев погибли, согласно последним данным, в результате крушения переполненного судна в Средиземном море у берегов Ливии. Всего около 1100 утраченных жизней только за минувшую неделю. Происходящее с беженцами на морских путях из Африки в Европу уже называют «апокалипсисом иммигрантов» и «позором Европы». Лидеры ЕС собираются на экстренные встречи, чтобы в очередной раз попытаться решить проблему.
Представители Швеции также не в первый раз говорят о необходимости совместных усилий, о солидарной работе, о краткосрочной и долгосрочной программах разрешения этого острейшего вопроса. Другие говорят о необходимости отправки в районы бедствий крупногабаритных судов, способных принимать на борт больше терпящих бедствие.
«Эта трагедия неописуема. Неужели это правда, что людей заперли в грузовых трюмах на перегруженном корабле? И то, что они заплатили за все это, и их обманули? Какая трагическая гибель. Там было много детей. Трагедия невероятная, и в этом смысле я разделяю мнение Матео Рензи (Matteo Renzi — итальянский политический и государственный деятель, лидер Демократической партии, — прим. ред.), что решать эту проблему нужно сообща. Правда, об этом говорилось уже неоднократно. Мы поднимали вопрос о том, что большее число стран в Европе должны взять на себя ответственность, когда люди, бегущие ради собственного спасения, могли это делать» — так комментировал премьер-министр Швеции Стефан Левен случившееся ныне в Средиземном море.
Министр иностранных дел Швеции, социал-демократ, Маргот Вальстрем, которая выехала утром в понедельник в Брюссель для экстренного обсуждения необходимых мер, так говорила о трагедии в интервью Первому каналу Шведского радио: «Ужасно говорить подобное, но случившееся даже не удивительно. Это комбинация из нескольких опасных и неприятных вещей. С одной стороны, большинство этих беженцев едут через Ливию, страну, которая переживает ныне раздор и хаос. И это не единственная страна в этом регионе, которая находится в плачевном положении. И важнейший вопрос сейчас — пытаться урегулировать ситуацию именно в этих странах».
Это долгосрочное решение, а вот какова позиция Швеции для срочного спасения людей, при помощи расширения морских спасательных операций: «Речь идет о трех компонентах. Во-первых, мы хотим усилить ресурсную базу морской спасательной службы, в операции под наименованием «Тритон». Швеция уже сделала свой вклад, но мы, безусловно, сделаем больше».
По словам министра именно укомплектование этой спасательной службы, более крупногабаритными судами и авиацией, будет обсуждаться на встрече в Брюсселе, где собираются министры иностранных дел и юстиции. Министры юстиции ЕС в данном случае присутствуют не случайно, ведь трагедию напрямую связывают с действиями контрабандистов, организующих эти опасные плавания: «Речь и о поиске и привлечении к ответственности контрабандистов, которые обманывают людей, попавших в безвыходную ситуацию и вовлекают их в эти опасные поездки через Средиземное море. Кроме того, мы должны сделать так, чтобы большее число стран ЕС принимали беженцев на законных основаниях».
По мнению Вальстрем, ЕС часто реагирует на происходящее только тогда, когда организация уже поставлена перед фактом катастрофы. Но готова ли Швеция пойти в авангарде и ввести систему предоставления гуманитарных виз на местах, в странах, где именно и происходят войны и катастрофы? И подобным образом исключить для этих людей необходимость рисковать жизнью? Вальстрем отвечает уклончиво: «Я хотела бы больше понимать, как это возможно практически решить. По моему мнению, важно в краткосрочной перспективе говорить о том, что уже упомянуто. Но вводить новые методы приема при том, что уже сегодня эти системы работают с перегрузкой? Нужно изучить вопрос, понять следствия. Могу, правда, сказать, что мы ничего не можем исключать. Рассматривать следует различные предложения. Чтобы ситуацию изменить».
Отметим, что предложение о таком визировании на местах выдвинула другая партия, входящая в правительство — партия Охраны среды. Но главный посыл со стороны шведского министра в Брюсселе будет следующим: «Солидарность и взаимосвязь стран членов Евросоюза, способность думать о краткосрочной и долгосрочной перспективе для решения проблемы».
По мнению министра юстиции Швеции Моргана Юханссона, случившееся, это лишь начало нового сезонного пересечения моря беженцами: «Очень многие пытаются переправиться именно сейчас. И высок риск того, что далее весной и летом, все это будет происходить интенсивнее».