Москва инициирует энергетическое сотрудничество с Пхеньяном. Строительство нового газопровода в Северную Корею и электрификация могут принести Кремлю конкретные политические выгоды, усилив его геополитическую позицию в Тихоокеанском регионе. Те же мотивы актуальны в контексте продажи северокорейскому режиму оружия.
По сообщениям прессы, в ходе намеченного на 9 мая визита северокорейского лидера в Москву, возможно, будет подписан договор о строительстве газопровода, по которому российский газ пойдет в Северную Корею. Труба должна начинаться на Сахалине, пересекать российско-северокорейскую границу в городе Хасан и заканчиваться в Наджине, который входит в специальную экономическую зону, созданную в 1991 году для привлечения иностранного капитала. Такой проект выгоден Кремлю в двух аспектах. Во-первых, газопровод сможет поставлять сырье для новых газовых электростанций, решая тем самым проблемы Северной Кореи, связанные с дефицитом электроэнергии. Таким образом эта страна попадет в зависимость от России, которая получит мощный рычаг для политического давления в контексте геополитической ситуации в регионе. Во-вторых, Пхеньян оплачивал бы долг за трубопровод поставками редкоземельных металлов. Это ценные элементы, значительные месторождения которых есть лишь в нескольких странах мира, используются в современной электронике (в том числе военной).
Оба вышеупомянутых пункта имеют ключевое значение в контексте еще одного проекта, который хотела бы реализовать Россия на территории Северной Кореи. По разным данным, от 60 до 70% электроэнергетических сетей на северокорейской территории находится уже в нерабочем состоянии из-за возраста. Стоимость их модернизации может составить 20-30 миллиардов долларов. Судя по все более многочисленным утечкам в прессе, весьма вероятно, что задачу новой электрификации Северной Кореи возьмут на себя российские специалисты.
Кремль может добиться конкретных политических выгод и укрепить геополитическую позицию в Тихоокеанском регионе не только благодаря строительству нового газопровода и электрификации Северной Кореи. Той же цели могут послужить поставки Пхеньяну российских вооружений.
В январе этого года в прессе появились сообщения о том, что Северная Корея заинтересована в покупке производящихся в России многоцелевых самолетов нового поколения Су-35. Не исключено, что на эту тему уже ведутся двусторонние переговоры. Однако в отличие от переговоров 2011 года Кремль может позволить себе проигнорировать международные санкции...
В феврале режим Ким Чен Ына сообщил об удачном испытании новых противокорабельных ракет, произведенных, по всей вероятности, на базе российских ракет Х-35. Таким образом Пхеньян сможет атаковать южнокорейские и американские корабли при помощи ракеты с радиусом действия в 140 километров, которая движется непосредственно над поверхностью воды и представляет из-за этого большую угрозу.
Принимая во внимание тот факт, что Северная Корея — это одно из самых закрытых государств мира, и информация поступает редко и ограниченно, наплыв новостей в последнее время может вызвать беспокойство. Они все чаще касаются энергетического и военного сотрудничества с Россией, которая, как показал крымский прецедент, способна воплощать рискованные замыслы без оглядки на мнение международной общественности. Северокорейский режим играет в планах Кремля важную роль не только из-за упомянутых редкоземельных металлов. Кремль в первую очередь безжалостно воспользуется зарождающейся зависимостью Пхеньяна от Москвы для игр в глобальной геополитической игре. Поставки непредсказуемому Ким Чен Ыну современных вооружений — это прекрасное средство давления на американскую администрацию, а также Южную Корею и Японию. Послание будет прозрачным: решение глобальных проблем без участия России невозможно. Большое значение имеет и энергетическое давление на упомянутые страны. Российская пропаганда может преподнести газопровод в Северную Корею как элемент нормализации ситуации в регионе, что откроет путь к предложению Сеулу продлить трубу в его направлении (для получения нового рынка сбыта). Северная Корея может также стать очень интересной картой для игры с Китаем: Путин осознает, что зависимость российского энергетического сектора возрастает, и, возможно, инвестиции на северокорейской территории кажутся ему своего рода политическим противовесом.