Феруза отворила двери двухэтажного дома без каких-либо табличек и надписей в пригороде Бишкека и, стараясь производить как можно меньше шума, провела для представителя EurasiaNet.org экскурсию по этому зданию, которое в интернет-форумах хвалят как «исламский детский сад».
«Директор и замдиректора сейчас совершают намаз, — прошептала Феруза, работающая воспитательницей. — Здесь молятся все мусульмане старше трех лет».
Данный работающий без лицензии детский сад под названием «Бутуз» является одним из учреждений дошкольного образования, старающихся компенсировать дефицит государственных детсадов в Киргизии, при этом также удовлетворяя растущий спрос на религиозное образование. По информации с одного бишкекского онлайн-форума, в городе как минимум пять таких садов, находящихся на полуподпольном положении. Чиновники из Министерства образования не смогли ответить на вопросы по поводу этих учреждений и их количества, но отметили, что их работа нарушает светские государственные стандарты образования Киргизии.
Во время тихого часа в один из недавних будних дней малышей мужского и женского пола отвели спать в раздельные помещения. Воспитательница, на вид сама почти ребенок, тем временем готовила свекольный суп.
«Дети учат арабский, киргизский, русский и английский. Даже русские родители записывают своих детей в наш сад, — отметила Феруза, которой сейчас 21 год. Волосы ее были прикрыты исламским платком, и она отказалась назвать свою фамилию. — Они [русские дети] не молятся, но родителям нравится, что здесь порядок. Нет телевизора. Нет танцев».
В Киргизии, где по закону граждане от 7 до 17 лет имеют право на получение бесплатного образования, ощущается острая нехватка детсадов. На данный момент в республике функционируют около 700 садов, четверть которых являются частными. Чтобы создать условия для прохождения всеми детьми страны дошкольного обучения, правительству нужно будет открыть еще как минимум 1,5 тысячи детских садов, сообщили в парламенте 8 апреля чиновники Министерства образования. На том же заседании депутаты приняли закон, предоставляющий частным садам определенные налоговые льготы, чтобы подстегнуть рост данного сектора. Сады, обращающиеся за лицензией на осуществление деятельности, теперь больше не должны будут получать разрешительные свидетельства, касающиеся соблюдения санитарных и противопожарных норм.
Но в стране, где часто считается, что светские и религиозные нормы противоречат друг другу, а также учитывая появление подготовленных ИГИЛ видеозаписей, на которых якобы показано, как дети из Центральной Азии получают образование и проходят подготовку в лагерях террористов в Сирии, власти относятся к учреждениям вроде сада «Бутуз» более чем прохладно.
«Такие детсады не были и не могли быть зарегистрированы. В наших списках их нет, — сказала EurasiaNet.org Айгуль Камалова, специалист по дошкольному образованию в Министерстве образования. — Каждый частный сад должен представить план с подробной информацией касательно устава и целей данного учреждения. Учреждения, где дети читают Коран, не отвечает стандартам министерства».
Она добавила, что министерство пользуется «всеми каналами связи» с целью убедить родителей отдавать детей исключительно в лицензированные сады. Ежемесячная плата в саду «Бутуз» составляет $100, что немного меньше, чем в обычных частных учреждениях.
По словам одного мужчины, трое детей которого ходят в «Бутуз», Киргизии нужно больше подобных детсадов. «Директора говорят нам, что им звонят власти [с угрозами закрыть сад], но когда власти сами посмотрят на сад, они понимают, что это хорошее место», — отметил этот человек, назвавшийся Канатом и сообщивший, что считает себя представителем среднего класса. — Воспитатели здесь относятся к детям с любовью и лаской, но могут быть и строгими, если нужно. Мы знаем, что еда здесь хорошая и халяльная. Изучая хадисы, наши дети становятся более послушными и менее избалованными.
Феруза, воспитательница из «Бутуза», отказалась подтвердить или опровергнуть информацию о давлении со стороны властей, но с трудом согласилась открыть двери сада незнакомому человеку.
Наличие напряженности между исламом и государством в Кыргызстане — не новость. В 2011 году разразился скандал по поводу открытия молельной комнаты в парламенте. Представители гражданского общества заявили, что наличие этой комнаты является нарушением светской конституции страны. А в апреле этого года президент Алмазбек Атамбаев подвергся критике за инициирование постройки мечети в честь жертв произошедшего пять лет назад восстания, в результате которого он и его соратники пришли к власти.
Также разгорелись споры относительно незаконной парковки машин растущим числом людей, собирающихся на пятничный намаз в главной мечети Бишкека. По словам жителей района, законы, судя по всему, к верующим не относятся.
Один бишкекский студент по имени Адыл считает, что угроза со стороны исламских радикалов часто преувеличивается, но признает что то, насколько быстро и глубоко люди уходят в религию, пугает светски настроенных граждан.
«У меня был друг, работавший в одном сотовом операторе. Он буквально вмиг стал очень религиозным. Бросил работу, т.к. сотовая компания ввела систему кредитования, которая, по его словам, нарушает законы шариата, — сказал Адыл. — Теперь он водится только … с серьезными мусульманами, и мы почти не разговариваем. Такое впечатление, что они пытаются компенсировать все те годы, когда у нас не было ислама».