Еврокомиссия предъявила российскому газовому гиганту Газпрому официальные обвинения в нарушении антимонопольного законодательства. Об этом на специально созванной пресс-конференции объявила еврокомиссар по вопросам конкуренции Маргрете Вестагер.
Согласно решению, согласованному всеми руководителям Евросоюза, Газпром обвиняется в препятствовании свободной конкуренции в регионе и завышении цен для своих восточноевропейских потребителей, в частности Польши, Венгрии и шести других стран региона.
«Мы обнаружили, что он [Газпром] мог создавать искусственные барьеры для свободного газового потока через определенные центральноевропейские страны, что препятствовало свободной конкуренции», — заявила Вестагер в среду.
Как сказала комиссар по вопросам конкуренции, поведение «Газпрома» в странах Восточной и Центральной Европы, где эта компания практически полностью контролировала газовый рынок, приравнивается к злоупотреблению свой доминирующей позицией.
В соответствии с процедурой у Газпрома есть 12 недель на ответ.
«Претензии необоснованны»
Газпром практически сразу распространил ответное заявление о том, что считает необоснованными предъявленные Европейской комиссией претензии.
«При этом принятие Европейской комиссией «заявления о возражениях» является лишь одним из этапов проводимого антимонопольного расследования и не означает признание ОАО "Газпром" виновным в каком-либо нарушении антимонопольного законодательства ЕС», — говорится в заявлении.
«ОАО "Газпром " строго придерживается соблюдения всех норм международного права и законодательства в странах, где Группа "Газпром " осуществляет свою деятельность. Работа Группы "Газпром" на рынке ЕС, в том числе применяемые принципы ценообразования на газ, соответствует стандартам, которые используют другие производители и экспортеры газа», — отмечает пресс-слежбу компании.
Решение Европейской комиссии вынесено спустя два с половиной года после того, как Брюссель начал разбирательство по ряду обвинений против российского газового гиганта, в частности по поводу ценообразования на российский газ в Восточной Европе, и неделю спустя после предъявления американской корпорации Google обвинения в нарушении конкуренции путем продвижения компанией собственных продуктов.
Если Россия посчитает вынесенное в среду решение политически мотивированным, то, как считают обозреватели, у Вестагер есть в ответ на это указание на схожее антимонопольное дело против Google.
«Ретроспективные меры»
Безусловно то, что окончание этого расследования пришлось на непростое время для отношений между Россией и ЕС, и теперь, возможно, последует довольно жесткий ответ из Москвы, отмечает корреспондент Би-би-си в Брюсселе Крис Моррис.
Вместе с тем европейские дипломаты подчеркивают, что политическая напряженность в отношениях между Кремлем и Брюсселем не повлияла на обвинительное решение против «Газпрома».
Российский министр иностранных дел Сергей Лавров заявил, что соглашения «Газпрома» с европейскими фирмами соответствовали правовому режиму, который существовал в ЕС на момент их заключения, и назвал претензии Европейской комиссии недопустимыми попытками подогнать прежние контракты под третий энергопакет.
«Все контракты, которые сейчас действуют, которые были Газпромом со своими партнерами заключены, были заключены в полном соответствии с тем правовым режимом, который на тот момент действовал в ЕС», — заявил министр.
«Правила пишут, чтобы фиксировать достигнутый уровень развития какой-то отрасли. Я убежден, что третий энергопакет вполне годится для того, чтобы развивать новые проекты, но он не может ретроспективно затрагивать то, что создавалось в отсутствии этих новых правил», — отметил Сергей Лавров.