Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

16 разногласий в тексте договора по ядерной программе между Ираном и США

© AP Photo / Mohammad Berno, Iranian Presidency Office via APПрезидент Ирана Хасан Рухани
Президент Ирана Хасан Рухани
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Подписание предварительного соглашения между США и Ираном, в соответствии с которым Тегеран отказывается от производства ядерного оружия в обмен на смягчение санкций,— триумф дипломатии и миротворческих усилий, благодаря которым удалось добиться того, чтобы десятки тысяч людей не стали заложниками интересов малого и большого капитала в регионе,перенасыщенном болью и страданиями.

Подписание предварительного соглашения между США и Ираном, в соответствии с которым Тегеран отказывается от производства ядерного оружия в обмен на смягчение введенных против него санкций,— триумф дипломатии и миротворческих усилий, благодаря которым удалось добиться того, чтобы десятки тысяч людей не стали заложниками интересов малого и большого капитала в регионе, уже перенасыщенном болью и страданиями.

Условия, поставленные перед Ираном

Полемика в отношении разногласий в тексте соглашения, опубликованного Ираном и США, не ставит под угрозу срыва сами договоренности, которые были достигнуты в устной форме еще несколько лет назад, а лишь преследует две главные цели: увеличить внутренний спрос и оказать давление на соперника, чтобы добиться больших преимуществ до 30 июня — даты планируемого подписания итогового соглашения. Проникнутое скептицизмом обращение к нации духовного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи направлено, прежде всего, на то, чтобы развеять эйфорию, в которой пребывают граждане страны, связывающие этот договор с отменой санкций, что, по их мнению, повлечет за собой обещанное процветание. При этом они забывают, что структурные проблемы неолиберальной экономики Ирана, страдающей от так называемой «голландской болезни», никак не связаны с санкциями. Кроме того, аятолла Хаменеи пытается продемонстрировать на примере событий в Ираке недоверие Ирана к коварным мировым державам и уязвимость перед ними, а также уменьшить личную ответственность за возможные негативные последствия этого договора, так как именно он одобрил все его положения.

С другой стороны стоит довольный и самоуверенный Барак Обама, тщательно скрывающий истинные причины, побудившие его подписать соглашение с заклятым врагом США.

Он был вынужден выбрать наименьшее из трех зол: сократить ядерную мощь Ирана, смириться с наличием у этой страны ядерного оружия или вступить в схватку с самой мощной армией на Ближнем Востоке, которая может превратить, по крайней мере, Ирак и Афганистан в огромный плацдарм для своих войск и подчинить себе весь регион.

С другой стороны, Обама может войти в историю своей страны как президент, которому удалось убедить Иран отказаться от ядерной программы без единого выстрела. В то же время, он может заручиться поддержкой Китая и России в рамках «шестерки» международных посредников по ядерной программе Ирана. Это единственное достижение его внешней политики, так как награды за предполагаемую ликвидацию Усамы бин Ладена обесценились очень быстро: зло терроризма, организатором и вдохновителем которого считался саудовский магнат, продолжает распространяться.

Этот договор позволяет американскому президенту сократить силы, сконцентрированные вокруг Ирана, и передислоцировать их ближе к Китаю и России — истинным соперникам США. Удивляет тот факт, что при подписании соглашения Иран не воспользовался своими хорошими отношениями с вышеупомянутыми странами, чтобы добиться лучших условий. Переговоры по ядерной программе совпали со снижением напряженности на Украине. Это случайность?

Одновременно Обама удовлетворяет и интересы западных компаний, жаждущих выйти на перспективный иранский рынок.

Кроме того, договор с Ираном позволяет США воспрепятствовать распространению российско-китайского влияния на эту страну и превращает ее, хотя и не в своего союзника, но хотя бы в противовес вышеупомянутым государствам в регионе.

Значительным политическим вкладом Обамы стала демонстрация возможности оставаться империалистической державой, не развязывая большой войны, и парализация ядерного объекта в Фордо, расположенного на глубине 40-90 метров под землей, чего бы не удалось добиться с помощью бомбардировок.

Две версии одного договора

Содержание рамочного соглашения, подписанного за закрытыми дверями, неизвестно, за исключением некоторых основных моментов, озвученных его сторонами. Заявление Джона Керри о готовности смягчить санкции в течение нескольких лет поставило в затруднительное положение иранское правительство, которому пришлось обвинить госсекретаря США во лжи относительно условий договора. Возможно, стороны дозируют информацию, боясь, что она может стать причиной инфаркта у многих. Внимательно прочтя опубликованные тексты, можно сделать два важных вывода: ни одна из сторон не смогла добиться больших преимуществ, и Ирану пришлось пойти на значительные уступки, в частности, сократить на две трети число центрифуг, используемых для обогащения урана, предоставить доступ инспекторам МАГАТЭ к своим военным объектам, а также отказаться от независимости на международной арене. В одном из комментариев, опубликованных в консервативном издании Hejrat, приветствуются переговоры, в результате которых энергии, разрешенной к использованию на ядерных объектах, хватит для «выжимания сока из моркови и дыни». Другие предлагают перестать эксплуатировать все объекты, ставшие бесполезными, так как их содержание окончательно разорит иранцев.

Документ, опубликованный США                                       

Из санкций, введеных в связи с проблемами в четырех областях — ядерной программой, созданием баллистических ракет, нарушениями прав человека и терроризмом, — будут сняты только первые.

Документ, опубликованный Ираном

 Не упоминается

Документ, опубликованный США  
  

Предварительный договор служит для определения основных параметров итогового договора.

Документ, опубликованный Ираном

Документ не является юридически обязывающим и представляет собой лишь концептуальную основу для составления итогового договора.

Документ, опубликованный США   

Иран берет на себя обязательство не обогащать уран на объектах в Фордо в течение 15 лет под наблюдением Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).

Документ, опубликованный Ираном


Не упоминается

Документ, опубликованный США   

Иран сократит количество центрифуг для обогащения урана с нынешних 19 тысяч до 6104 единиц, из которых только 5600 в течение ближайших 10 лет будут использоваться для обогащения урана до уровня 3,67%.

Документ, опубликованный Ираном

В течение ближайших 10 лет будут функционировать около 5000 центрифуг в Натанзе.

Документ, опубликованный США   

Центрифуги нового поколения должны быть демонтированы.

Документ, опубликованный Ираном

Иран может продолжать исследования с использованием оборудования нового поколения.

Документ, опубликованный США   

Иран сократит свои нынешние запасы урана, обогащенного до 67,3%, составляющие 10 тонн, до 300 кг и будет поддерживать этот уровень в течение 15 лет.

Документ, опубликованный Ираном

 Не упоминается

Документ, опубликованный США   

Иран не будет создавать новые объекты по обогащению урана на протяжении 15 лет и осуществит конверсию ядерного реактора в Араке, который будет использоваться впредь только для получения радиоизотопов и в мирных научных целях.

Документ, опубликованный Ираном

Не упоминается

Документ, опубликованный США   

Благодаря этому договору, Ирану потребуется не менее 10 лет для создания атомной бомбы, и после этого он берет на себя обязательство соблюдать дополнительный протокол МАГАТЭ.

Документ, опубликованный Ираном

Не упоминается

Документ, опубликованный США   


МАГАТЭ должно иметь доступ ко всем ядерным объектам Ирана и в течение 25 лет будет осуществлять контроль над урановыми месторождениями.

Документ, опубликованный Ираном

Не упоминается

Документ, опубликованный США   

Иран берет на себя бессрочные обязательства не проводить исследования в области обогащения урана.

Документ, опубликованный Ираном


Не упоминается

Документ, опубликованный Ираном

Уровень международного сотрудничества с Ираном в области ядерной энергетики повысится, включая строительство атомных электростанций, реакторов для проведения научных исследований и т.д. Санкции, введенные в отношении Ирана, будут сниматься постепенно после подтверждения со стороны МАГАТЭ выполнения Ираном условий договора. В противном случае, санкции будут восстановлены.

Документ, опубликованный США   

Не упоминается

Документ, опубликованный США

Санкции, введенные в отношении Ирана, будут сниматься постепенно после подтверждения со стороны МАГАТЭ выполнения Ираном условий договора. В противном случае, санкции будут восстановлены.

Документ, опубликованный Ираном

После заключения итогового договора будут незамедлительно сняты все санкции, введенные ООН, ЕС и США, которые берут на себя обязательство не вводить новых санкций в отношении ядерной программы. В случае нарушения этих условий какой-либо из сторон, предусмотрены способы урегулирования разногласий.


Документ, опубликованный США   

Резолюции Совета Безопасности ООН (СБ ООН) в отношении передачи технологий Ирану остаются в силе, а в новую резолюцию будут включены ограничения в отношении обычных вооружений и баллистических ракет Ирана, а также положения, позволяющие осуществлять соответствующий контроль.

Документ, опубликованный Ираном

Итоговый договор будет отражен в резолюции СБ ООН, которая заменит собой все предыдущие резолюции против Ирана. По завершению подготовительных этапов в определенный срок все санкции будут автоматически сняты.

Документ, опубликованный США   

В течение ближайших 25 лет Иран останется участником Договора о нераспространении ядерного оружия.

Документ, опубликованный Ираном

Иран будет временно исполнять условия протокола к Договору о нераспространении ядерного оружия после соответствующего одобрения со стороны парламента.

Документ, опубликованный США   

Ограничения в отношении обогащения урана будут действовать в течение 15 лет.

Документ, опубликованный Ираном

Данные ограничения будут действовать в течение 10 лет.

Документ, опубликованный США   

Иран дает согласие на проведение внезапных проверок ядерных и военных объектов на территории всей страны.

Документ, опубликованный Ираном

Не упоминается.(Такого пункта не предусмотрено даже в Договоре о нераспространении ядерного оружия).

В тексте прослеживаются необъяснимые разногласия по поводу объектов, в отношении которых должны быть сняты санкции, и соответствующих сроков, в результате чего договор будет невыполним.

Ошибаются те, кто думает, что это соглашение кладет начало крепкой дружбе между двумя странами и сможет изменить баланс сил в регионе, так как, по заявлению США, санкции не будут полностью сняты, и, в лучшем случае, будут лишь постепенно отменяться в течение нескольких лет. И над иранским народом и правительством нависнет дамоклов меч усиления санкций в случае, если они не будут подчиняться указаниям.

Иран будет со всех сторон окружен базами НАТО и кругами ада в виде войн, истощающими регион, окажется втянутым в вооруженные конфликты. Все это является частью плана по реконфигурации Ближнего Востока в интересах США.

Тем не менее, альтернативой неподписанию этого документа было бы объявление войны.

Пара замечаний:


1. Израильская разведка Моссад и 16 основных разведывательных служб США еще в 2003 году проинформировали свои правительства о том, что ядерная программа Ирана не преследует военных целей. На эту страну оказывалось давление в рамках доктрины «двойного сдерживания» двух ближневосточных держав (Ирака и Ирана) для обеспечения гегемонии Израиля. Это была атака политических и финансовых элит США и Европейского Союза на несуществующее оружие массового уничтожение в Ираке и Иране, которая разрушила жизнь миллионов человек, но была совершена вовсе не в интересах граждан этих стран. После полного разрушения Ирака как государства Иран стал объектом экономических и политических войн, кибератак на военные и ядерные объекты с целью воспрепятствовать его прогрессу на всех уровнях, превратить его в страну «третьего мира» и распространить на него свое влияние. По сути, санкции, введенные в отношении поставок оружия, не будут сняты, а договор 2014 года между Ираном и Россией о строительстве восьми атомных электростанций будет заморожен.

2. Договор между Ираном и США не внесет существенных изменений в геополитическую обстановку в регионе. Сохранение Башаром Асадом поста президента ряда городов разрушенной Сирии или натравливание Ирана на борьбу с «Исламским государством» в Ираке, по сути, есть попытки придать конфликту с империалистическими державами за владение ресурсами на Ближнем Востоке окраску персидско-арабской или шиито-сунитской войны. Но правительство Нетаньяху с удовольствием следит за тем, как один народ убивает другой, открывая шампанское, чтобы отпраздновать подписание договора с Ираном. Жалобы израильского лидера на текст договора, который окончательно тормозит развитие Ирана как ядерной державы, ставит крест на его ядерной программе и предоставляет основные преимущества Израилю, имеют другие мотивы. Закрытие «ядерного дела Ирана» не только может открыть «дело о незаконных израильских поселениях», которые мешают утверждению Палестины как государства, но и положить начало созданию на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного оружия. В этом случае, Израиль и его десятки незаконных ядерных боеголовок могут стать объектом пристального внимания.

 

***

Несмотря на то, что возможное улучшение положения Исламской республики не повлечет за собой проведения политических реформ, страна сможет немного вздохнуть: будут освобождены 34 миллиарда долларов, которые ей должны заплатить Китай и Индия за поставки нефти, помимо других долгов. Может немного улучшиться ситуация с инфляцией, достигающей 40%, безработицей, социальным неравенством, усугубляемым сокращением производства и падением цен на нефть.

Начинается новый этап игры под названием «Риск», в которой не столько важна победа в конце, сколько возможность выигрывать партию за партией. Здесь политическая психология играет важнейшую роль: игроки знают, почему «плохой» договор ценится гораздо выше, чем «хорошая» война.