Венгерская партия «Йоббик» больше не хочет иметь ничего общего с расистами, а ее председатель теперь предстает на публике в безупречном костюме от Hugo Boss. Ультраправые заботятся о смене имиджа, выступая в роли «очищенной» Народной партии. Их целью является смещение премьер-министра Виктора Орбана (Viktor Orban) в 2018 году.
«Я такой сладкий!» Эти слова произнес новый ультраправый депутат парламента Лайош Риг (Lajos Rig) после своей победы на недавних выборах. В интервью онлайн-изданию HVG.hu он добавил: «В Тапольце (Tapolca) все меня знают под прозвищем Сладкий. Наша победа доказала, что на выборах можно победить и с позитивной избирательной программой».
41-летний медработник Риг получил свой мандат, выиграв на прошлой неделе дополнительные выборы в избирательном округе Тапольца на западе страны. Тапольца располагается недалеко от озера Балатон. Одной из местных достопримечательностей является живописное пещерное озеро, посмотреть на которое приезжают туристы со всей Европы. В этих краях «Йоббик» получил 35,3% голосов, а правящая партия «Фидес» во главе с премьером Орбаном стала лишь второй с 34,4%. Социалисты, занявшие третье место, безнадежно отстали со своими 26%.
Но не только эти результаты говорят о том, что в Венгрии нынче, по сути, нет никакой «левой» альтернативы для двух ультраправых партий.
Жителям округа Тапольца пришлось вновь отправиться к избирательным урнам после смерти их депутата. Это были уже третьи дополнительные выборы в Венгрии после парламентских выборов в апреле 2014 года, и вновь, как и в двух предыдущих случаях, партии «Фидес» пришлось понести потери. После предыдущих довыборов в феврале она утратила большинство в две трети голосов.
Ультраправая партия «Йоббик» в свое время набрала популярность, пообещав своим избирателям бороться против «цыганской преступности». Однако с некоторых пор она также выступает как представитель среднего класса. Уже в избирательных роликах 2014 года «Йоббик» отказался от своей былой метафоры по поводу «борьбы с паразитами». Вместо этого председатель партии Габор Вона (Gabor Vona) появляется перед избирателями неизменно в костюмах от Hugo Boss, улыбающимся и с маленькими собачками на коленях.
В этот раз Вона пошел еще дальше, заявив на пресс-конференции в парламенте, что с антисемитами и «цыганоненавистниками» ему не по пути. Те, кто заинтересован в том, чтобы Венгрия вела расистскую политику, не должны голосовать за «Йоббик». Вона, по его словам, будет лично бороться против проявления расизма в рядах партии.
Прагматик
Кампания по смене имиджа, похоже, принесла свои плоды: «Жители больше не считают “Йоббик” радикальной партией», говорит директор будапештского института «Политический капитал» Петер Креко (Peter Kreko). Однако такое впечатление обманчиво.
Лайош Риг, победитель довыборов в Тапольце, на своей странице в Facebook постоянно рассуждает о теории заговора. Так, по его словам, цыгане являются «тайным оружием» евреев, с помощью которого те стремятся завоевать территорию, на которой проживают «настоящие венгры». Во время избирательной кампании Ригу пришлось признаться, что у него есть татуировке с надписью «Meine Ehre heißt Treue» — «Моя честь зовется верностью». Это был избирательный лозунг эсэсовцев. В Германии эта фраза считается противозаконным символом, и за нее полагается штраф. Лайош Риг, однако, утверждает, что этот лозунг не имеет ничего общего с ностальгией по нацистским временам. По его словам, это не более чем обращение к его жене, которой он никогда не изменял.
Лайош Риг — не единственный представитель «Йоббик», вызвавший в последнее время переполох в венгерских СМИ. Так, недавно было опубликовано сообщение, отправленное депутатом Гергелы Кульчаром (Gergely Kulcsar) по электронной почте, в котором он с гордостью признался, что только что плюнул на памятник жертвам Холокоста. Впрочем, глава партии Вона — тот, что теперь предпочитает костюмы от Hugo Boss — немедленно потребовал от него покаяться и извиниться за свой поступок. После этого Кульчару пришлось возложить цветы к памятнику и сделать при этом «селфи».
А заместитель председателя парламента Тамаш Снейдер (Tamas Sneider) обозвал премьера Орбана «цыганом» — соответствующая аудиозапись также недавно просочилась в СМИ. Одновременно он объяснил, насколько важна была роль радикальных группировок. По его словам, такие организации как, например, экстремистская Betyarsereg, выполняют работу, которую, к сожалению, больше не могут выполнять политики в парламенте. Четыре года назад молодчики из Beryarsereg устроили погром в одной из цыганских деревень.
Избиратели в большинстве своем не придают большого значения подобным высказываниям, утверждает Креко. На них обращают внимание, главным образом, ученые и журналисты. Что же касается лидера партии Воны, то у него после этой победы на выборах, по словам политолога, «появилась возможность реструктурировать партию “вглубь”. А поскольку он прагматик, он именно это и сделает. Это единственная возможность для его партии подобраться к вершине власти».
Таким образом, «Йоббик» претендует на часть голосов избирателей консервативной партии «Фидес». Сейчас в Тапольце «Йоббик» получил лишь на пару сотен голосов больше, чем в прошлом году. Но зато целых 8000 избирателей «Фидеса» остались сидеть по домам. Это стоило партии почти 45% голосов, по сравнению с 2014 годом. Однако политолог Агостон Самуэль Мраз (Agoston Samuel Mraz), возглавляющий близкий к правящим кругам социологический институт Nezopont в эфире государственного телевидения защитил результаты выборов: «Это были оппозиционные выборы».
Оппозиционные выборы — что это?
«Я еще ни разу не встречал такого понятия», парировал Креко. «Я бы скорее сказал, что правящая партия хотела выиграть эти выборы. В их результатах есть лишь одно небольшое различие, состоящее в количестве голосов, отданных за “Йоббик” и за “Фидес”, которое раньше вообще невозможно было измерить».
Виктор Орбан лично приезжал в Тапольцу, добавил Креко. Кроме того, его партия мобилизовала большое количество активистов. «Такие вещи участники выборов делают только тогда, когда считают, что могут победить».
Мраз, в свою очередь, по нашей просьбе дополнил свои слова, сказанные в том телеинтервью. По его мнению, общественное мнение настроено сейчас против правящей партии «Фидес». Поэтому главный вопрос был следующим: «За какую партию проголосуют “протестные” избиратели?»
Премьеру Виктору Орбану, который мечтает о либеральной демократии, стремится к полному преодолению безработицы и заставляет безработных идти на низкооплачиваемую работу, становится все труднее убедить своих сограждан в том, что им год от года живется все лучше и лучше. Журналисты, специализирующиеся на расследованиях, почти каждую неделю пишут о новых и новых случаях коррупции в правительстве. В ближнем окружении премьера также неспокойно. Так, недавно ему объявил настоящую войну его давний соратник, медиа-магнат и олигарх Лайош Шимичка (Lajos Simicska).
Политолог Мраз считает, тем не менее, что «Фидес» еще вполне в состоянии продержаться до следующих парламентских выборов, назначенных на 2018 год. Поскольку партия лавирует между левой и правой радикальной оппозицией, она может извлечь из этого пользу. В 2014 году партия Орбана запустила программу по снижению коммунальных платежей. Несмотря на обилие критики, избирателям она пришлась по вкусу. Мраз предполагает, что в и следующие три года выступит с аналогичными инициативами: «Ведь избирателям не все равно, сколько денег у них в итоге останется в карманах».
Левая оппозиция остается слишком слабой
Таким образом, остается только подождать и посмотреть, сможет ли «Йоббик» сместить Орбана. В 2018 году Габор Вона и его сподвижники будут обладать уже восьмилетним опытом пребывания в парламенте. Ровно столько лет находилась в парламенте и партия «Фидес», когда она в 1998 году впервые получила большинство портфелей в правительстве.
После победы в Тапольце, вероятно, все больше и больше венгров будут открыто признаваться в симпатиях к «Йоббику». В пользу этого говорит, к примеру, тот факт, что венгерские СМИ уже иногда называют «Йоббик» Народной партией. С другой стороны, в ходе довыборов ей удалось привлечь так много избирателей именно потому, что она никогда не была у власти. Таким образом. У нее просто еще не было возможности попасть в центр какого-нибудь коррупционного скандала.
Со стороны левых сил «Йоббику» опасаться нечего: венгры до сих пор не простили социалистов и, в частности, бывшего премьера Ференца Дюрчаня (Ferenc Gyurcsany), который под знаменами Демократической коалиции уже успел основать новую партию. Даже целый оппозиционный союз из нескольких мелких партий левого толка не смог составить конкуренцию «Фидесу» на выборах 2014 года. И это притом, что социалисты целых восемь лет участвовали в правительстве.
Политолог Креко считает, что левые оппозиционные партии больше не смогут выиграть выборы. Их успех в ходе двух довыборов, по его словам, обманчив, потому что в первом случае они — после смерти одного депутата-социалиста — отстояли свои позиции в одном из немногих левацки настроенных округов, а во втором случае мандат получил независимый кандидат — при поддержке «левых».
Поэтому, по словам Креко, левая оппозиция по отношению к «Йоббику» и «Фидему» сможет появиться лишь тогда, когда появится сильная левая партия.
Но в сегодняшней Венгрии предпосылок к этому не наблюдается.