Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Поставки газа из Арктики в Испанию.

С 2017 года ОАО «Ямал СПГ», контролируемый ОАО «Новатэк», будет поставлять газ испанской компании Gas Natural Fenosa. Посещение арктического порта Сабетта в Ямало-Ненецком автономном округе.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Антироссийские санкции Запада могут негативно сказаться на амбициозных планах по экспорту углеводородов с полуострова Ямал в Арктике, где добывается 80% российского газа. В порту Сабетты, у Обской губы Карского моря, ОАО «Ямал СПГ» в составе российской «Новатэк», французской Total и китайской CNPC уже работает над гигантским и многообещающим проектом.

Санкции Запада, ввденные из-за политики Кремля в отношении Украины, могут негативно сказаться на амбициозных планах в отношении экспорта углеводородов с полуострова Ямал в Арктике, где добывается 80% российского газа. В порту Сабетты и его окрестностях, у Обской губы Карского моря, ОАО «Ямал СПГ», в состав которого входит российская компания ОАО «Новатэк» (60%), французская Total (20%) и китайская CNPC (20%), уже работает над гигантским и многообещающим проектом. Идея состоит в освоении Южно-Тамбейского месторождения, запасы которого, включая предварительно оцененные, составляют 955 миллиардов кубометров газа, и в экспорте его сжиженного природного газа (СПГ).

Проект, инвестиции в который оцениваются в 27 миллиардов долларов, предусматривает добычу СПГ в объемах, достигающих 16,5 миллионов тонн в год. Его запуск запланирован на 2017 год, когда должно состояться открытие первой линии по производству сжиженного газа (всего их предусмотрено три). Напомним, что в 2013 году в России вступил в силу закон о либерализации экспорта СПГ, но Газпром сохраняет статус монополиста в части экспорта газа по трубопроводам. Испания — одно из будущих направлений экспорта газа из Южно-Тамбейского месторождения. В октябре 2013 года ОАО «Ямал СПГ» подписал с испанской компанией Gas Natural Fenosa долгосрочное соглашение о продаже 2,5 миллионов тонн СПГ в год (что составляет 10% от национального потребления). Таким образом, ОАО «Ямал СПГ» выходит на Пиренейский полуостров, куда на настоящий момент российский газ не подается, как сообщил генеральный директор ОАО «Ямал СПГ», Евгений Кот. Газ будет транспортироваться из Арктики на 15 специальных судах, которые будут отправляться как в западном, так и в восточном направлениях, причем 83% СПГ поставляется в АТР.

Надо отметить ухудшение условий на международных финансовых рынках для ОАО «Ямал СПГ», который пытается преодолеть сложности, продавая пакеты акций, а также с помощью займов и помощи Фонда национального благосостояния, одобренных правительством. Согласно подсчетам РБК, сделанным в середине февраля, Ямал СПГ уже получил инвестиции в размере 9 миллиардов долларов. Множество тысяч людей, нанятых подрядчиками и субподрядчиками, живут в Сабетте и ее окрестностях посменно: по несколько недель. Во второй половине апреля там было насчитано около 8 500 человек, в основном русских, но также среди них есть французы и сербы. Они бурили скважины и монтировали установки с помощью оборудования, доставленного по морю и по воздуху, работая при температуре воздуха — 18ºC. Условия работы — экстремальные. Зимой здесь нет солнечного света, и температуры воздуха опускается до — 60 ºC.

Земля вокруг Сабетты фактически пустынна, если не считать отдельные группы местных кочевников. Ближайший населенный пункт находится в 160 километрах, как рассказал вице-президент ОАО «Ямал СПГ», Дмитрий Монахов. В феврале здесь открыли аэропорт, откуда совершаются регулярные рейсы в Новый Уренгой и в Москву. В будущем предусмотрено, что порт и аэропорт будут использоваться для международного сообщения, будет пограничная и таможенная служба. При этом Сабетту не планируется превратить в населенный пункт с постоянным населением. Сложности работы на северном направлении очевидны, но способы их преодоления существуют.

Так, чтобы добраться в порт Сабетты, необходимо четыре ледокола (два дизельных и два атомных), которые прокладывают грузовым суднам путь от базы «Ямал СПГ» в Архангельске до причала в порту Сабетты. В 2014 году в Сабетту морем было поставлено 2 миллиона тонн груза, а в этом году, по словам Евгения Кота, предусмотрена поставка 3 миллионов тонн груза. Российское государство инвестировало до 10 миллиардов рублей в инфраструктуру порта, в том числе в работы по углублению дна порта, как рассказал Дмитрий Монахов.

По словам Евгения Кота, уже построено 25% проекта «Ямал СПГ», к концу 2015 планируется построить 45%. Над снегом возвышаются бетонные каркасы двух из четырех хранилищ СПГ. Другие два должны быть построены летом. Уже почти готовы ледостойкие платформы. Гигантские буровые установки — гордость российского машиностроения — пробурили 28 скважин из более чем 200 предусмотренных. Представители ОАО «Ямал СПГ» заверяют, что задержек в осуществлении проекта быть не должно.

ОАО «Новатэк» намеревается продать 9% акций ОАО «Ямал СПГ», сохранив, таким образом, контрольный пакет акций до получения банковского финансирования. Председатель правления ОАО «Новатэк» Леонид Михельсон и его шестеро французских партнеров ведут переговоры с международным банком, название которого не раскрывают. Возможно, согласно источникам РБК, речь об индийско-китайском банковском объединении.

Евгений Кот подчеркивает, что газ Ямала очень конкурентоспособен, поскольку его стоимость гораздо ниже стоимости газа Арктического шельфа (монополии «Роснефти» и «Газпрома»). «Газ здесь, прямо под нами»,- говорит Монахов, демонстрируя установки группе иностранных журналистов (включая представителей испанской газеты El Pais), приехавшей из Москвы, за 2250 километров.