До ухода Кристины Киршнер (Cristina Kirchner) с президентского поста остается чуть больше полугода. За время своего правления она успела подписать более 60 соглашений с Китаем и Россией, которые должны определить внешнеполитический курс страны на ближайшие годы. Вместе с тем в Аргентине сейчас развернулась широкая полемика на тему, будет ли новый президент страны следовать достигнутым ранее договоренностям или он решится пересмотреть соглашения, подписанные правительством Кристины Киршнер.
Вокруг визита Кристины Киршнер в Россию развернулись ожесточенные споры: Сможет ли новый глава государства аннулировать соглашения, подписанные с другими странами? Возможно, ли это сделать без согласия конгресса? Приведет ли отказ от соглашений, подписанных Кристиной Киршнер к правовой неопределенности потенциальных иностранных инвесторов?
На эти и другие вопросы, пытаются ответить кандидаты на высший государственный пост в ходе своей предвыборной кампании. Определенную озабоченность высказывают и деловые круги Аргентины. Это касается как соглашений с Китаем, так и тех договоров, которые подпишет Кристина Киршнер в ходе своего визита в Москву.
Самые ожесточенные споры идут вокруг главной темы: сможет ли новый глава государства отказаться от ранее подписанных контрактов.
Считается, что в течение последних двух лет Кристина Киршнер подписала с председателем КНР Си Цзиньпином 43 соглашения. Из них опубликованы только 23 соглашения, остальные держатся в строгом секрете от общественности страны.
Как заявили изданию три ведущих специалиста по Китаю, которые никоим образом не связаны с оппозицией, доступ к этим документа строго ограничен. С Россией подписаны 17 соглашений, детали которых также держатся в секрете.
На прошлой неделе бывшие руководители министерства энергетики выступили с резким заявлением, которое ставит под сомнение целесообразность подписания соглашений с Росатомом. В частности, они считают, что соглашение с Россией о строительстве новой АЭС не отвечает полностью закону, регулирующему эту сферу деятельности.
Ранее министр планирования Аргентины Хулио де Видо (Julio De Vido) подтвердил информацию о том, что в Москве будут подписаны два соглашения одно из них о строительстве АЭС на легководных реакторах, второе — о передаче новейших технологий, а также выделении кредита под минимальные проценты.
Следует отметить, что соглашения Аргентины с Пекином и Москвой стали чуть ли не главной темой предвыборной президентской гонки. Оппозиция указывает на долгосрочный характер соглашений. Так, например, Аргентина подписала с Китаем документ сроком на 50 лет, который дает право Китаю построить и укомплектовать персоналом станцию слежения за космическими объектами площадью 200 га в провинции Неукен.
Лидер радикалов в аргентинском парламенте Марио Негри (Mario Negri), который поддерживает кандидатуру основного претендента на высший пост страны Эрнесто Санса (Ernesto Sanz), заявил изданию: «Никто не ставит под сомнение правомочность международных договоров, которые заключает аргентинское правительство. Единственное наше требование — предать их огласке, чтобы следующий президент страны четко представлял содержание заключенных соглашений».
В свою очередь, экс-посол Аргентины в США и один из лидеров консервативной республиканской партии «Pro» Дьего Гелар (Diego Guelar) считает, что «в некоторых случаях правительство превышает свои полномочия, засекречивая отдельные статьи соглашений, что затрудняет осуществлять контроль за исполнительной властью со стороны парламентариев».
Весьма сенсационно выглядело письмо другого кандидата на президентский пост Маурисио Макри (Mauricio Macri), мэра Буэнос-Айреса и неофициального лидера оппозиции, которое он направил послу Китая в Аргентине. В послании Макри предупредил Китай, что в случае его избрания на высший государственный пост он пересмотрит подписанные ранее соглашения с Поднебесной. Макри, как и многие других аргентинские предприниматели, не согласны с тем, что участие китайского бизнеса в инфраструктурных проектах дает возможность передавать китайцам в собственность отдельные объекты, а также ведет к неограниченному въезду китайской рабочей силы в Аргентину.
Бывший посол Аргентины в Китае, социалист Сесар Майорал (César Mayoral) предупреждает, что в случае прихода к власти оппозиционного кандидата соглашения с Китаем и Россией могут быть подвергнуты ревизии.
Кандидат на высший государственный пост от правящей партии, губернатор провинции Буэнос-Айрес Даниэль Сциоли (Daniel Scioli) предпочитает хранить молчание по столь сложному вопросу. Он стремится избежать конфронтации с президентом Аргентины Кристиной Киршнер по вопросам внешней политики. Вместе с тем помощники губернатора заявляют, что Даниэль Сциоли будет стремиться поддерживать хорошие отношения с США и Европой — «нашими традиционными партнерами», даже в ущерб пророссийской и прокитайской политики нынешнего президента страны.
Похоже, что аргентинские политики более легко относятся к вопросам взаимоотношений с Россией и Китаем, чем это делают их западные коллеги. Не надо забывать, что ошибочный внешнеполитический курс страны может привести в будущем к тяжелым последствиям, поэтому надо действовать осторожно. Профессор университета Di Tella, специалист по вопросам внешней политике Хуан Токатлиан (Juan Tokatlian) однозначен. «Договоры устанавливают для его участников международные права и обязанности, поэтому они должны неукоснительно выполняться», — заявил профессор изданию.
Токатлиан, как и другие ученые, считает, что пересмотр договоренностей возможен, но сделать это чрезвычайно сложно. Для этого необходимо иметь абсолютное большинство в парламенте страны, что при нынешнем раскладе политических сил в Аргентине делает этот процесс практически невозможным. «Лучше стараться выполнить международные договоренности, чем пытаться их пересмотреть», — отметил профессор.
Однако в Аргентине не всегда здравый смысл преобладает над эмоциями.
Недаром, когда Кристина Киршнер прилетела в Россию, то первыми ее словами стали: «Вот видите, стоило мне прилететь в Москву, как тут же прекратился снегопад, и выглянуло солнышко».