«Да здравствует дружба между Китаем и Пакистаном!»
Эта краткая, но полная решимости фраза принадлежит председателю КНР Си Цзиньпину. Еще до того, как многочисленная китайская делегация ступила на исламабадскую землю, эти слова оказались на страницах пакистанских газет.
Несомненно, визит китайского лидера в Пакистан и его программа — одно из важнейших событий, происходящих в последнее время в регионе. Энергетический и транспортный пласты этого геополитически значимого визита обладают мощью стратегического оружия, эффекты которого не могут не коснуться Турции...
Пакистано-китайское сближение возвращает нас к нашей статье на тему «Индия против нас? Китай с нами?» Однако происходят и другие события, способные потрясти мир.
Синий угол — красный угол
Китайско-американские отношения всегда интерпретировались в категориях глобальной конкуренции. В конечном счете возникло имплицитное согласие по поводу того, что Вашингтон и Пекин будут бороться друг с другом. Такое понимание не могут поколебать даже взаимные и неотъемлемые интересы, действительно существующие у двух этих стран.
Что поставило США по другую сторону баррикад от Китая? Стратегия США в Азиатско-Тихоокеанском регионе (хотя по причине своих политических и экономических красных линий президент Обама в полной мере этот план не осуществил). Экономические санкции, которые украинский кризис навлек на Россию, оттолкнув ее от Запада. Напряжение, существующее на линии Сирия — Ирак — Иран — Афганистан — Пакистан — Китай, которая идет Восточного Средиземноморья. Нельзя забыть и о реакции арабского мира на возврат Ирана в большую политическую игру, а также йеменском кризисе, которые подпитывали «быстрое сближение России и Китая».
Очевидно, перед нами возникает некая новая форма вышеупомянутой конкуренции.
Путин: «Лучший период в истории»
В рамках недавних контактов Китая и России особое внимание привлекают визиты в Москву начальника канцелярии ЦК КПК Ли Чжаньшу (Li Zhanshu) и министра иностранных дел КНР Ван И (Wang Yi). В Кремле их приняли с большими почестями, а из уст российского лидера Владимира Путина китайские официальные лица услышали: «Российско-китайские отношения переживают лучший период за всю историю».
Ранее Россия и Китай поддерживали отношения «под стать глобальным нормам», чтобы не допустить неправильных трактовок в другом углу мира. Но вот очевидный вопрос, который все стараются не замечать: выйдут ли отношения Москвы и Пекина на уровень стратегического партнерства?
Проблема для нового президента США
Читаем: «Как отметил Путин в своем обращении к Федеральному собранию в конце 2014 года, Россия в рамках своих усилий по восстановлению статуса сверхдержавы приняла три основные стратегии: 1) создавать альянсы с соседними государствами, укрепляя защиту от потенциальных конкурентов; 2) развивать отношения с европейскими нациями и противостоять американскому влиянию; 3) вернуться в Азиатско-Тихоокеанский регион».
Далее издание China Times продолжает: «Ориентация Москвы на восток и пекинская политика открытых дверей показывают признаки стратегического сближения, которое создает для каждой из двух стран историческую возможность следовать одним путем развития. Пекин твердо верит, что стратегическое планирование будет способствовать развитию российского Дальнего Востока и заложит основы для всеобъемлющего стратегического партнерства между двумя странами».
Иными словами, это вызов однополярному миропорядку, управляемому Америкой!
Российская армия + китайская армия
Выкладки экспертов, посвященные тому, возникнет ли военный альянс России и Китая, опираются не столько на решения самих двух сверхдержав, сколько на взгляд США и Запада на эти страны. Иными словами, чем больше Запад давит на эти государства, тем больше он помогает рождению «суперальянса». Тем не менее сделать такой выбор непросто: Китай и США пока не демонстрируют готовности пожертвовать своими отношениями. Иными словами, Пекину нелегко принять решение о том, чтобы оттолкнуть Америку и продолжить свой путь только с Москвой.
В то же время следует видеть и другие настроения, которые подтверждаются практическими результатами. Уже сейчас известно, что на 2015 год между российским и китайским лидерами запланировано большое количество официальных переговоров, пройдет ряд официальных визитов. Заявления, которые могут прозвучать на мероприятиях международного уровня (одно из таких мы, возможно, услышим в мае, на 70-летии Дня победы), мир будет отслеживать с особым вниманием.
Что же касается военной сферы...
Встреча российского и китайского министров обороны на конференции по международной безопасности, состоявшейся 16 апреля в Москве, должна была привлечь внимание всех государств. Сегодня мы часто говорим о совместных военных инициативах двух стран, ряд совместных военных учений был запланирован и на текущий год.
Но есть среди них и совершенно особое мероприятие. Речь о совместных учениях военных кораблей российских и китайских военно-морских сил в Черном море. Если их действительно организуют, это будет истолковано как единая позиция и открытая военная акция, направленная против США. Новость, сообщающая о возможном проведении таких учений, заканчивается следующим предложением: «Это может подразумевать начало новой холодной войны и трехсторонней конкуренции Китая, России и Соединенных Штатов»...