Когда ей было 9 лет, Ирина, ныне работающая офис-менеджером в Тбилиси, мечтала стать доктором. Но все сложилось иначе. Ее похитили, она вышла замуж за похитившего ее человека и в 15 лет родила сына.
«Все кончилось, — вспоминает она со слезами. — Я ничего не знала о репродуктивном здоровье. Я только книги читала. У меня родился сын, когда я сама еще была ребенком. Никто особо не помогал. … А в 19 лет я родила еще одного мальчика».
По данным опубликованного в 2014 году доклада Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА), до 17% женщин в Грузии выходят замуж до достижения 18-летнего возраста, что является одним из самых высоких показателей в Европе. В соседней Турции ранними являются около 14% браков.
В исследовании ЮНФПА нет данных о выборке и оно не считается репрезентативным, но, тем не менее, указывает на наличие проблемы.
«Данная проблема актуальна для всей страны, хотя причины ее не везде одинаковые, — отметила Майя Баркая, научный сотрудник по гендерным вопросам при Центре социальных исследований Тбилисского государственного университета. — В сельских районах главной причиной являются бедность и низкий уровень образования, помноженные на патриархальные ценности и религиозные устои, а в городах, включая столицу, брак является способом поправить сложное положение в семье, а также легитимизировать отношения».
Девственность по-прежнему является важным аспектом для грузинских невест, отметила Екатерина Схиладзе, руководитель Департамента гендерного равноправия при Аппарате Народного защитника Грузии. На этом фоне любопытство по поводу секса, «подстегиваемое телевидением и Интернетом», подталкивает некоторых тинэйджеров в городских районах к заключению ранних браков.
В Грузии установленный законом минимальный брачный возраст составляет 18 лет, но с разрешения родителей можно заключить брак и в 16 лет. Многие ранние браки, когда невестам иногда даже нет и 16, заключаются в церкви или мечети, и иногда официально не регистрируются, отметила помощник представителя ЮНФПА в Грузии Лела Бакрадзе. Браки до достижения молодоженами 16-летнего возраста являются незаконными.
В обществе, где брак считается обязанностью, мало механизмов сдерживания. Теоретически 12-летнее школьное образование в Грузии является обязательным, но многие семьи часто не видят смысла давать девочке образование, если ее главной ролью является ведение домашнего хозяйства и деторождение.
Схиладзе вспоминает, что пришла в шок, когда в 2014 году проводила в деревне Кабали в Кахетии информационные мероприятия относительно последствий ранних браков, потому что «в старших классах не было девочек».
По данным специального исследования, проведенного Аппаратом Народного защитника в городе Марнеули на юге республики, где проживает большая азербайджанская община, в 2011-2012 гг. 341 девочка бросила школу, чтобы выйти замуж. Двум из них не исполнилось и 12 лет.
Конкретных данных относительно количества девочек по всей стране, не заканчивающих среднюю школу по причине вступления в брак, нет.
В 2011-2013 гг. бросили школу 7367 девочек в возрасте до 17 лет включительно, но причины, по которым они так поступили, не известны, сообщает Аппарат Народного защитника Грузии (данных за последующие годы пока нет). До нынешнего года Министерство образования не обязано было следить за данными тенденциями.
По мнению Кэти Маклэйн, психолога и эксперта в области образования из США, в течение длительного времени проживающей в Грузии, между преждевременным уходом из школы и ранними браками существует явная связь. Маклэйн и ее мужа Роя Саутворта, бывшего руководителя представительства Всемирного банка в Грузии, расстраивало число свадеб с несовершеннолетними молодоженами, на которые их приглашали. Поэтому в 2012 году они учредили фонд стипендий, целью которого является поощрение выбора девочками-подростками из деревни Дзеври, где живет американская чета, продолжения образования вместо раннего брака. Число жителей деревни составляет 500 человек. На данный момент 24 девочки воспользовались помощью данного фонда.
Хотя Кавказ давно известен практикой похищения невест, число ранних браков резко возросло после развала СССР в 1991 году, когда гражданская война и высокий уровень безработицы низвергли страну в хаос, отмечают исследователи. Иногда родители соглашались отдать дочь замуж, чтобы предотвратить ее похищение.
В азербайджанской общине Грузии, вспоминает Лейла Сулейманова, председатель Союза азербайджанских женщин Грузии, «сформировался порочный круг, переросший в «традицию»«. Столь ранние браки до этого были «редким явлением», добавила она, «т.к. женщины в советские времена учились и работали».
Сейчас прилагаются усилия к возвращению к подобной системе. С 1 апреля принуждение к вступлению в брак стало уголовным преступлением, за которое можно получить до четырех лет тюрьмы, если жертва не достигла совершеннолетия. Похищение невест является наказуемым в законодательном порядке действием с 2004 года.
Министерство образования одобрило план по проведению по всей стране встреч с участием родителей, специалистов в сфере образования и психологов для обсуждения темы ранних браков и распространения информации об опасностях, сопряженных с такими браками. В образовательные программы по всей стране была включена информация относительно последствий ранних и принудительных браков с точки зрения здоровья и закона.
Аппарат Народного защитника внес рекомендацию об обязательном получении разрешения суда на заключение брака в случаях, когда молодожены не достигли 18-летнего возраста, но соответствующие изменения в закон пока внесены не были.
«Законы есть, но существует проблемы с обеспечением их соблюдения, — заявила Схиладзе. — Полиция и социальные работники не хотят вмешиваться, особенно в районах проживания меньшинств, чтобы избежать столкновений с местными общинами. Кроме того, у них не хватает работников, говорящих на языках [меньшинств], и данный барьер закрепляет изоляцию и существование проблемы».
Некоторым женщинам удается преодолеть создаваемые ранними браками проблемы. Ирине, отказавшейся назвать свою фамилию, сейчас 39 лет и она уже стала бабушкой. На ее взгляд, несмотря на то, что она вышла замуж в детском возрасте, ей повезло. Учась по ночам, она смогла закончить образование и получить диплом психолога.
Но мало кто из остальных юных жительниц Грузии, вышедших замуж до достижения совершеннолетия, в состоянии похвастаться такими успехами.