Я всегда говорил, что в Латвии не возрождается фашизм, а неонацисты в этой стране занимают маргинальное положение. И мне казалось, что так в этой прибалтийской республике будет всегда.
И действительно, еще пять лет назад невозможным было вхождение в правящую коалицию представителей радикальной партии «Все для Латвии». В конце 2010 года попытка взять их в правительство привела к кризису в только что сформированном «Единстве».
Но время идет. «Облагороженные» союзом со старыми националистами из «ТБ», представители «Все для Латвии» в составе «Национального объединения» вошли в состав правительства. Сначала это было непривычно, но потом все успокоились.
«Национальное объединение» по началу пыталось играть роль «европейской партии», вести себя толерантно. Но эту игру поддерживали не все. Выразителем взглядов радикального крыла стал Янис Иесалниекс, член правления «Национального объединения».
Иесалниексу удивительно все сходило с рук. Как то попытка оправдать преступления норвежского террориста Андерса Брейвика, украшение рождественской елочки печеньками в виде свастик.
Более того, карьера Иесалниекса только шла в гору. Стал он не кем иным, как парламентским секретарем Министерства юстиции.
Когда человек занимает высокий пост, то он подпадает под лупу СМИ. Так случилось и на этот раз. Журналисты раскопали старые заявления Иесалниекса о том, что «латыши — арийцы, а русские — недочеловеки».
И что же? В любой стране политик, уличенный в распространении неонацистских взглядов, ушел бы в отставку. А в Латвии, той самой Латвии, о которой я всегда говорил, что «фашизм в ней не возрождается», нахождение откровенного неонациста на высоком посту никого не удивило и не смутило. Как раньше не вызывали неприятия попытки Иесалниекса оправдать Брейвика или украсить рождественскую елочку печеньками в виде свастики.
А задаю своим товарищам из Латвии вопрос: «Как Вы терпите такие заявления Иесалниекса?». Мне отвечают: «Он сумасшедший, маргинал, не обращай внимание!».
Меня берет оторопь. Сумасшедший, маргинал является членом правления входящей в правящую коалицию партии?! Сумасшедший — парламентский секретарь Минюста?!
А может что-то изменилось в Латвии? Может она уже не столь невосприимчива к влиянию неофашизма?
И вот тут приходит еще новость. Представитель Полиции безопасности не усмотрел ничего противозаконного в провокационной петиции в интернете с призывом заключить неграждан на подконтрольные правоохранительным органам объекты, то есть по сути создать своеобразные «гетто для неграждан».
Понятно, что петиция эта маргинальна, но она как минимум содержит призыв к насильственному лишению свободы значительной части населения Латвии. А Полиции безопасности это безразлично.
Вот что это? Маргинальные исключения или тенденция? Хотелось бы верить, что исключения, но ведь Иесалниекс не маргинал, да и Полиция безопасности тоже.
Конечно, пока в Латвии все спокойно и повторения сценария 1941 года, когда местные сторонники национал-социалистических идей начали этнические зачистки, опасаться не стоит. Хотя бы потому, что за спиной сторонников Иесалниекса нет национал-социалистов из более мощного государства. Американцы все-таки такого не позволят.
Но тенденция-то есть. А если Вашингтон будет излишне занят в каком-нибудь ином уголке мира и Соединенным Штатам будет не до Латвии? Не возникнут ли в Латвии на базе сторонников Иесалниекса подпольные формирования, которые решать развязать террор против национальных меньшинств?
Возможно, я излишне нагнетаю ситуацию. Более того, я скажу честно — очень надеюсь, что я и в будущем смогу говорить, что «в Латвии не возрождается фашизм», а неонацисты занимают маргинальное положение. Но вот сейчас я это уже сказать не могу.