В среду, 22 апреля, появились сообщения о том, что китайские исследователи осуществили редактирование зародышевой линии, пытаясь удалить ген, отвечающий за общее расстройство крови.
Новость вызвала негативные отзывы от ведущих исследователей в этой области. Они осудили этот опыт ещё за неделю до того, как исследователи из Университета Сунь Ятсена в Гуанчжоу опубликовали свои результаты.
В мартовском номере журнала Science биологи призвали к мораторию на редактирование зародышевой линии (модификации ДНК человеческих эмбрионов), пока не будут проведены дальнейшие открытые обсуждения потенциальных медицинских, правовых и этических последствий подобных действий.
«Давайте удостоверимся в том, что проводимые исследования исключают любой вред», — призвала Дженнифер Даудна (Jennifer Doudna), председатель Центра биомедицинских и медицинских наук в Калифорнийском университете в Беркли.
Она является пионером в CRISPR-Cas9 — инновационном методе редактирования генома, который был применён исследователями из Университета Сунь Ятсена. В рамках этого метода исследователи ипользуют ферментный комплекс, чтобы заменять определённые гены.
Метод CRISPR был впервые описан Дженнифер Даудна и её коллегой Эммануэль Шарпантье в журнале Science в 2012 году. Несмотря на новизну технологии, редактирование генов существует более десятилетия. Однако метод CRISPR расширил доступ к генным модификациям, сделал его более доступным.
CRISPR был назван крупным достижением в области биотехнологии. В ноябре прошлого года г-жа Даудна и г-жа Шарпантье были награждены премией Breakthrough Prize и получили по три миллиона долларов.
Широкие клинические исследования в области генной модификации существуют давно, но до сих пор они были направлены на редактирование генов в соматических (не половых) клетках человека.
Опасность редактирования ДНК эмбрионов
Редактирование генов половых клеток поднимает ряд медицинских и этических проблем. Ранее генетические модификации большей частью были связаны с терапевтическим использованием, например, для борьбы со СПИДом.
Редактирование соматических клеток не приводит к риску передачи изменённых генов следующему поколению, в то время как гипотетический «отредактированный ребенок» может передать модифицированные гены следующему поколению. Это таит в себе неизвестные риски, хотя исследователи из Университета Сунь Ятсена утверждают, что использовали нежизнеспособные эмбрионы.
«Учёным в настоящее время не хватает адекватного понимания безопасности и потенциальных долгосрочных рисков, связанных с модификацией зародышевой линии генома», — сказано в мартовском заявлении Международного общества по исследованиям стволовых клеток (ISSCR). Организация призвала к мораторию на клиническое редактирование зародышевой линии человека.
ISSCR утверждает, что учёным пока не удалось достичь консенсуса касательно терапевтического потенциала редактирования зародышевой линии. Эксперты также пока не пришли к единому мнению в вопросе, как отличить терапевтические методики от попыток «улучшения человека», которые, как правило, считаются табу в научном сообществе.
«Есть опасение, что инженерия зародышевой линии приведёт к попыткам создания сверхлюдей и младенцев под заказ для тех, кто может себе это позволить, — пишет главный редактор MIT Technology Review Антонио Регаладо (Antonio Regalado). — Почему бы тогда не создать очень умную группу людей, которые могли бы стать будущими лидерами и учёными?»
В настоящее время перспективы появления мира, населённого специально созданными людьми, остаются научной фантастикой. Изучение генетики интеллекта находится в зачаточном состоянии, и искусственно усовершенствовать человеческий интеллект пока считается невозможным.
Однако подобные исследования проводятся в Пекинском институте геномики (BGI) и частично финансируются государством. «Люди предпочли игнорировать генетику интеллекта, и делают это уже много лет, — сказал Чжао Бовэнь (Zhao Bowen), который курирует офис BGI в Гонконге. — Люди верят, что это сомнительная тема, особенно на Западе. Но в Китае так не считают».