Выпустив залп через Атлантический океан, Европейская комиссия (ЕК) теперь разворачивает свои стволы на тайгу. На прошлой неделе ЕК направила одной из крупнейших и известнейших компаний мира письмо с обвинениями в злоупотреблении доминирующим положением на рынке. Оказавшаяся под прицелом Брюсселя американская корпорация Google обвиняется в манипуляциях результатами ее поисковика в Интернете для того, чтобы помочь себе и навредить конкурентам.
В свою очередь, на этой неделе, похоже, будет публично объявлено, что контролеры конкуренции ЕК, наконец, официально выступят против российского гиганта по экспорту газа — Газпрома. (На момент сдачи статьи еще не было официального сообщения ЕК).
В сентябре 2011 года ЕК провела самые масштабные за свою историю обыски в нескольких представительствах Газпрома и связанных с ним предприятий по всему Европейскому союзу, в том числе и в Latvijas gāze. Было изъято огромное количество документов, которые свидетельствуют о манипуляциях Газпрома на рынке. Ограничивались права покупателей перепродавать газ, блокировалось вхождение конкурентов на рынок, а многим покупателям навязывались несоразмерно высокие цены.
Вряд ли такие обвинения вызвали у кого-то удивление. Представители ЕК многократно указывали, что цены на поставляемый Газпромом газ для разных стран иногда отличаются даже на 30%. Нет больших сомнений в том, что благосклонности российских газовиков заслуживают политически послушные — те, кто не стремится освободиться от оков монополиста. Литва в 2011 году подала официальную жалобу в ЕК на Газпром, который повысил цену после решения Вильнюса потребовать от поставщика продать принадлежащие ему сети распределения. В свою очередь, в Латвии политики свое промедление с принятием решения о либерализации газового рынка в большей или меньшей степени объясняют страхом, что это может вызвать гнев Газпрома и привести к повышению цен. Разумеется, государства Балтии не единственные жертвы таких манипуляций. Как сообщает The Wall Street Journal, страны-члены ЕС, которые были готовы поддержать протежировавшийся президентом России Путиным проект газопровода South Stream, могли радоваться особо дружественным ценам на газ.
Готовность ЕК после долгой волокиты приняться за обуздание Газпрома — это логичный шаг во все более активной политике Брюсселя, цель которой уберечь Европу от попыток Москвы использовать зависимость от энергоресурсов как политическое и экономическое оружие.
В конце прошлого года Путин внезапно (и к неприятному удивлению своих друзей в Южной Европе) объявил об отказе от South Stream. Одной из важнейших причин такого унизительного решения, безусловно, стало эффективное противодействие ЕК проекту, реализация которого укрепила бы монопольное положение Газпрома в ряде стран ЕС.
В марте ЕК заставила Венгрию существенно изменить договор с Росатомом о строительстве атомной электростанции с целью обеспечить, чтобы она не была полностью зависима от поставляемого Россией топлива. В этом же месяце руководители стран-членов ЕС поддержали создание Энергетического союза, среди важнейших целей которого укрепление энергобезопасности. Это будет способствовать созданию соединений рынков газа и электроэнергии и в значительной мере уменьшит возможности России разделять и властвовать в Европе при помощи шантажа и соблазна низких цен. На прошлой неделе комиссар ЕК по конкуренции Маргрет Вестагер желчно заявила, что комиссия готова «решительно действовать против энергетических компаний, которые вредят конкурентам, блокируют потоки энергии из одних стран ЕС в другие или грозят перекрыть вентили». Никто не сомневался, что речь шла именно о Газпроме.
Удар по российской энергетической компании может быть болезненным — штраф до 10 миллиардов евро и требование изменить условия договоров о поставках. (Это не только пустые разговоры — в 2007 году Microsoft заплатил штраф свыше 2 миллиардов евро за нарушение правил конкуренции). Газпром может попытаться уменьшить потери, договорившись с ЕК о компромиссе, но прежние переговоры о взаимоприемлемом примирении были безуспешными.
Тем временем, Газпром начинает страдать от неудач и на других фронтах. В 2014 году его прибыль была на 70% меньше, чем в предыдущем году. В начале апреля концерн согласился поставлять Украине газ по цене, которая даже ниже той, что на свободном рынке, и это вопреки явному желанию Москвы дестабилизировать соседнюю страну. Украина начала получать поставки газа с Запада, и Газпром просто не может позволить себе утратить свои позиции на этом рынке, тем более потому, что экономические санкции против России делают все более труднодоступными денежные ресурсы.
Еще относительно недавно Газпром казался одним из сильнейших орудий Кремля в удовлетворении имперских амбиций. Многие боялись, что Европа не сможет противостоять его влиянию. Однако оказалось, что Брюссель отнюдь не беззубый, и контрнаступление на энергетическом фронте набирает силу. Хочется надеяться, что твердая позиция ЕК, наконец, воодушевит латвийских политиков преодолеть свою трусость и предпринять решительные действия по либерализации нашего газового рынка.