АФИНЫ — Три месяца переговоров между правительством Греции и нашими европейскими и международными партнерами позволили значительно сблизить позиции по поводу шагов, необходимых для преодоления нескольких лет экономического кризиса и для устойчивого восстановления экономики Греции. Но они пока еще не привели к соглашению. Почему? Какие шаги нужны для появления жизнеспособной и взаимно согласованной программы реформ?
Мы и наши партнеры согласны уже по многим вопросам. Греческая налоговая система нуждается в обновлении, а органы по сбору доходов должны быть освобождены от политического и корпоративного давления. Пенсионная система больна. Кредитная система экономики разрушена. Рынок труда опустошен кризисом и очень сегментирован, а рост производительности замер. Государственное управление нуждается в срочной модернизации, а государственные ресурсы надо использовать более эффективно. Бесчисленные барьеры мешают созданию новых компаний. Конкуренция на товарном рынке излишне ограничена. А неравенство достигло возмутительных уровней, препятствуя объединению общества ради важных реформ.
Несмотря на этот консенсус, для соглашения о новой модели развития Греции надо преодолеть два препятствия. Во-первых, мы должны достичь согласия в подходах к бюджетной консолидации Греции. Во-вторых, нам необходима всеобъемлющая, согласованная всеми сторонами программа реформ, которая будет обеспечивать реализацию данного плана консолидации, и которая вселит уверенность в греческое общество.
Что касается бюджетной консолидации, то основная проблема касается методов. Участники «тройки» — Европейская комиссия, Европейский центральный банк и Международный валютный фонд — в течение многих лет полагаются на процесс обратной индукции: они устанавливают некую дату (например, 2020 год) и некое целевое соотношение номинального долга к национальному доходу (например, 120%), которое должно быть достигнуто, прежде чем финансовые рынки, как считается, будут готовы начать кредитовать Грецию по разумным ставкам. Затем на основании произвольных допущений относительно темпов экономического роста, инфляции, доходов от приватизации и так далее, они рассчитывают в обратном порядке (от даты в будущем до наших дней), какой первичный профицит бюджета необходим каждый год.
Результатом этого метода, по мнению нашего правительства, является «ловушка сокращения госрасходов». Когда бюджетная консолидация зависит от некоего определенного долгового соотношения, которое надо достигнуть в некий определенный момент в будущем, первичные профициты, необходимые для достижения этих целевых показателей, таковы, что их эффект на частный сектор подрывает спрогнозированные темпы экономического роста и, тем самым, ломает бюджетные планы. Именно по этой причине предыдущий план бюджетной консолидации для Греции столь показательно не достиг установленных целей.
Позиция нашего правительства заключается в том, что от метода обратной индукции надо отказаться. Вместо этого мы должны составить долгосрочный план, основанный на разумных прогнозах первичных профицитов (согласующихся с темпами роста выпуска и чистых инвестиций, расширения экспорта) и способный стабилизировать экономику Грецию и соотношение ее долга. Если это означает, что соотношение долга к ВВП будет выше 120% в 2020 году, мы найдем подходящие пути рационализации, перепрофилирования или реструктуризации этого долга, помня о целях максимизации эффективной приведенной стоимости, которая будет возвращена кредиторам Греции.
Кроме убеждения членов «тройки» в том, что при анализе перспектив нашего долга надо избегать «ловушки сокращения госрасходов», нам нужно преодолеть и второе препятствие: «ловушку реформ». Предыдущая программа реформ, которая, как непреклонно требуют наши партнеры, должна быть сохранена нашим правительством, была основана на внутренней девальвации, сокращении зарплат и пенсий, уменьшении уровня защиты трудящихся, приватизации государственных активов за максимальную цену.
Наши партнеры уверены, что с течением времени эта программа сработает. Если зарплаты еще сильнее упадут, вырастет занятость. Больную пенсионную систему вылечит сокращение пенсий. А приватизация должна быть нацелена на наивысшую цену продажи, чтобы выплатить долг, который, как соглашаются многие (в частных беседах), является непосильным.
Напротив, наше правительство уверено, что данная программа провалилась, вынудив население бояться реформ. Лучшее доказательство этого провала в том, что, несмотря на огромное падение в зарплатах и себестоимости, темпы роста экспорта не изменились (дефицит счета текущих операций исчез исключительно из-за резкого падения импорта).
Дополнительное сокращение зарплат не поможет экспортно-ориентированным компаниям, которые страдают от кредитного кризиса. Дальнейшее сокращение пенсий не поможет справиться с истинными причинами проблем пенсионной системы – низкой занятостью и огромным количеством незадекларированных рабочих мест. Подобные меры лишь ещё больше повредят и так уже натянутую социальную ткань Греции, что сделает ее неспособной обеспечить поддержку, в которой отчаянно нуждается наша программа реформ.
Нынешние разногласия с нашими партнерами не являются непреодолимыми. Наше правительство готово рационализировать пенсионную систему (например, ограничив ранний выход на пенсию), осуществлять частичную приватизацию государственных активов, решать проблемы плохих кредитов, которые остановили работу кредитной системы экономики, создать полностью независимую налоговую комиссию и содействовать предпринимательству. Разногласия сохраняются лишь в том, как мы оцениваем отношения между различными реформами и макро-климатом.
Ничто из этого не означает, что общую почву нельзя найти немедленно. Греческое правительство хочет такой план бюджетной консолидации, который является разумным, и мы хотим такие реформы, которые все стороны признают важными. Наша задача в том, чтобы убедить партнеров в том, что наши начинания являются стратегическими, а не тактическими, и что наша логика — безупречна. Их задача в том, чтобы отказаться от подходов, которые провалились.