В понедельник в Киеве проходит первый с момента подписания соглашения об ассоциации в июне 2014 года саммит Европейского Союза и Украины. На нем присутствуют главы Европейского совета и Европейской комиссии Дональд Туск и Жан-Клод Юнкер. Ключевыми вопросами станут конфликт на Украине, процесс проведения реформ и подготовка саммита Восточного партнерства в Риге. Установившееся на востоке страны после подписания минских соглашений перемирие все еще крайне неустойчиво: в субботу у Мариуполя в результате устроенного пророссийскими мятежниками артиллерийского обстрела один украинский солдат погиб, а еще двое получили тяжелые ранения.
«Мы понимаем, что у вас трудности с Грецией, но обстоятельства и условия тут совершенно иные». Украинский премьер Арсений Яценюк понимает, что дипломатическая и экономическая обстановка складывается не в пользу его страны и готовится всячески отстаивать ее позиции в Киеве, где в понедельник проходит двусторонний саммит с Европейским Союзом. «Мы сдержали обещания и много сделали в сфере реформ за 14 месяцев. Теперь нам нужна помощь для развития и обороны», — подчеркнул он на прошлой неделе на встрече с двумя десятками экспертов и журналистов, которых собрал Институт мировой политики.
После революции на Майдане против режима президента Виктора Януковича (протеже Владимира Путина был вынужден бежать в феврале 2014 года) Украина пережила аннексию Крыма Россией, начало войны с «сепаратистами» (их активно поддерживает Москва) на востоке страны, президентские выборы, развал коалиции власти и парламентские выборы. «Еще никогда в истории Европы ни перед одной страной не стояло одновременно столько военных, социальных, экономических, финансовых и политических проблем», — уверен занимающий свой пост уже 14 месяцев Арсений Яценюк.
На необходимость поднять переживающую с 2009 года рецессию экономику насквозь коррумпированной страны и ожидание справедливости народа, который тем внимательнее смотрит на развитие событий, что в 2005 году уже разочаровался в пришедшем к власти после «оранжевой революции» политическом классе, накладывается также дорогостоящий в финансовом и гуманитарном плане конфликт. Боевые действия уже привели к гибели 6 000 мирных жителей, 1 800 военных, переселению миллиона человек и резкому увеличению военных расходов страны. Сегодня на оборонный бюджет Украины приходится 5,2% ее ВВП.
Поддержание давления
«Несмотря на сложные обстоятельства, мы приняли ряд антикоррупционных законов, повысили налоги, закрыли налоговые лазейки, сократили число служащих госсектора и запустили масштабную энергетическую реформу, — перечисляет украинский премьер, не скрывая грозящих стране опасностей. — Я бы солгал вам, если бы сказал, что мы не ожидаем резкой и даже контрреволюционной реакции общества на эти меры. Многим людям приходится тяжело из-за ситуации в экономике, и Москва хочет убедить народ в неудаче нашего сближения с Европейским Союзом, чтобы поддерживать и создавать беспорядки. Лучшее решение проблемы — дать украинцам ощутимые результаты».
Киев недавно заручился помощью МВФ на 17,5 миллиарда долларов сроком на четыре года и говорит, что эти средства направлены в первую очередь на восстановление экономического равновесия. Именно поэтому Арсений Яценюк так активно добивается европейских инвестиций. Хотя и не строит иллюзий в краткосрочной перспективе. «Отмена виз на поездки в Европу [решение может быть принято на саммите по Восточному партнерству в Риге 21 и 22 мая, прим. ред] было бы уже чем-то ощутимым, что можно было бы показать украинскому народу. В противном случае это катастрофа», — считает он.
Сейчас украинское руководство беспокоит смягчение позиции ряда европейских стран по России, в частности, в вопросе санкций. «Мы надеемся, что ЕС сохранит жесткую позицию и выразит свою поддержку при том, что Владимир Путин стремится нас разделить и разрушить связи с Европой, — предупреждает премьер. — Единство свободного мира — первое условие касательно санкций. Нельзя приносить европейские ценности в жертву на алтаре экономических связей. Давление нужно сохранять до тех пор, пока Россия не будет полностью выполнять минские соглашения». По его словам, он понимает нежелание некоторых государств не продавать Украине оборонительное вооружение, но требует, чтобы в этом вопросе не было общего вето.
Украина верит (пусть и не полностью) в подписанный в феврале под эгидой Франции и Германии план мирного урегулирования (в частности, это касается проведения выборов в подконтрольных сепаратистам регионах) и обещает сделать все возможное для выполнения взятых на себя обязательств. «Минск — это дорожная карта, — объясняет Арсений Яценюк. — Это не мирный договор, а приглашение. У нас с Европейским Союзом было два варианта. Плохой и очень плохой. Мы выбрали плохой. Франсуа Олланд и Ангела Меркель верят, что этот кровопролитный конфликт можно урегулировать традиционными дипломатическими средствами. Я же думаю, что нам нужно использовать все возможные дипломатические инструменты». Украинский премьер особо подчеркивает хрупкость нынешнего перемирия. Поэтому в Киеве уверены, что еще рано расслабляться и даже частично снимать санкции против России.