Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Япония вновь планирует стать военной державой

Премьер-националист Синдзо Абэ намеревается расширить роль японской армии, чтобы соперничать с Китаем и Россией. Во вторник этот стратегический союзник США проведет встречу с Бараком Обамой. Затем Абэ станет первым главой японского правительства, который произнесет речь в американском Конгрессе.

© AP Photo / Shizuo KambayashiПремьер-министр Японии Синдзо Абэ
Премьер-министр Японии Синдзо Абэ
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Премьер-националист Синдзо Абэ намеревается расширить роль японской армии, чтобы соперничать с Китаем и Россией. Во вторник он проведет встречу с Бараком Обамой. Затем Абэ станет первым главой японского правительства, который произнесет речь в американском Конгрессе. Как считают пришедшие к власти правые, Японии нужно приспосабливаться к меняющейся международной обстановке.

В темных водах у военной базы в Йокосуке виднеются формы, напоминающие два гигантских морских огурца. Стоящие бок о бок, черные как смоль японские подлодки соседствуют с огромными американскими боевыми кораблями, крейсерами и эсминцами. Тот факт, что японские суда могут использовать американскую базу (и наоборот), лишь подтверждает крепость военных связей Японии и США. «Это стратегический сигнал для соседей Японии о силе нашего альянса», — предупреждает, скрестив руки на груди, офицер американской разведки.

На авианосце «Джордж Вашингтон», который готовится выйти в море и взять курс на Норфолк (штат Вирджиния), уступив вахту «Рональду Рейгану», кипит бурная деятельность. Всего на базе на постоянной основе находятся 18 000 американских военных и 11 судов, каждое из которых напоминает небольшой город. В Японии американские военные базы уже стали частью пейзажа и культуры. Сформированный после Второй мировой войны военный альянс Японии и США вот уже 70 лет обеспечивает мир и стабильность во всем регионе. Но сегодня ему нужно приспособиться к переменам, которые отразились на всей международной безопасности.

Родственник французских «Мистралей»


Он еще совсем новый. Настолько, что даже пахнет краской. Девственно чистая взлетная палуба. «Изумо» — самый современный из всех японских эсминцев и самый большой корабль из всех построенных в стране со времен Второй мировой: 248 метров в длину с водоизмещением в 19 500 тонн. Эта гордость японского флота была спущена на воду 25 марта этого года. По официальной версии, этот родственник французских «Мистралей» может разместить на борту всего несколько вертолетов, а его главная задача заключается в поддержании мира и стабильности в регионе. Однако огромные размеры, самые современные компьютерные системы, боевые силы, ракеты и пушки, подъемные механизмы и ширина взлетной палубы говорят, что мы имеем дело со сверхсовременным судном, которое в случае необходимости может принять и бомбардировщики.

Стремление японцев замаскировать авианосец под вертолетоносец путем приуменьшения его реальных возможностей связано с их Конституцией и в первую очередь статьей 9, которая запрещает им вести войну и обладать наступательным вооружением, а также ограничивает вмешательство сил самообороны прямой угрозой для архипелага. В 1947 году Япония «навсегда» отказалась от войны и превратила пацифизм в ось развития и процветания при данных американцами гарантиях безопасности, в том числе и в ядерной сфере.

«Со мной Япония вернется». После назначения националиста Синдзо Абэ главой правительства в декабре 2012 года пацифистская догма Японии оказалась под вопросом. Правые поклялись сделать Японию «нормальной страной» и расширить свободы ее армии, которая, несмотря на оборонительный характер, является второй в регионе (после китайской) и шестой в мире. В июле 2014 года конституцию пересмотрели. Сегодня японское правительство готовит новые законы, которые должны позволить Японии проводить военные вмешательства даже при отсутствии прямой угрозы для нее самой, участвовать в международных военных операциях и активнее взаимодействовать с США в рамках альянса. С начала 2000-х годов оборонный бюджет страны неуклонно падал, однако в 2015 году его увеличили на 2,8%. Япония закупает бомбардировщики F-35, строит новые корабли, вкладывает средства в противоракетную оборону и модернизацию подводного флота (он и так считается одним из самых современных в мире).

Как считают пришедшие к власти правые, Японии нужно приспосабливаться к меняющейся международной обстановке. Токио обеспокоен усилением и агрессивным поведением соседей, с которыми у него имеются территориальные споры. «Япония переживает непростые времена: она окружена угрожающими государствами, у которых есть большие армии и ядерное оружие», — объясняет представитель правительства. Прежде всего, это относится к Китаю, военный бюджет которого последние десять лет растет по экспоненте. В Южно-Китайском море Пекин «строит порты и взлетно-посадочные полосы на островах Спратли. Он хочет создать военные базы, чтобы изменить статус-кво и завладеть островами», — продолжает чиновник. В Восточно-Китайском море китайские корабли все чаще вторгаются в японские территориальные воды у принадлежащих Токио островов Сенкаку (или Дяоюйдао, как их называют в Китае).

Приспособление к действительности

Вызывает тревогу и поведение Северной Кореи, которая чередует ядерные испытания с испытаниями баллистических ракет. Наконец, это Россия, с которой у Японии по-прежнему сохраняется территориальный спор вокруг Курильских островов. В японских ВВС зарегистрировали беспрецедентное с окончания холодной войны число инцидентов с участием российских бомбардировщиков. В Токио опасаются, что Пекин может вдохновиться примером Крыма, который Москва аннексировала в марте прошлого года. В условиях активизации России в регионе Япония (она победила Российскую империю в 1905 году) с подозрением смотрит на ее сближение с Северной Кореей. Кроме того, она опасается, что западные санкции могут подтолкнуть Кремль в объятья Пекина. В таком враждебном окружении «нам нужно готовиться к любому вторжению и агрессии», — уверен глава генштаба японского флота Юмио Оцука.

Кроме того, стремление перевооружиться основывается и на печальном опыте прошлого. Участие японского контингента в миротворческих операциях после войны в Ираке в 2003 году оставило свои следы. Иракцы обрушили на японских солдат ворох упреков. «Они ощутили, что американцы манипулировали ими, и теперь хотят, чтобы у них была собственная разведка», — отмечает дипломатический источник. «К нам внешняя угроза всегда приходила с моря», — напоминает Юмио Оцука. Однако после казни двух японцев боевиками ИГ в январе 2015 года и гибели десяти граждан страны во время захвата заложников на алжирском нефтеперерабатывающем заводе в январе 2013 года, было бы глупо отрицать, что угроза может прийти и с суши. Япония осознает, что не может держаться в стороне от сотрясающих весь мир событий, и что ей нужно, как сказал один офицер, «приспособиться к действительности».

Неоднозначность Вашингтона

Беспокойство по поводу мировых перемен становится лишь острее на фоне возникающих в Японии вопросов насчет прочности связей (в том числе и военных) с США. Резкая смена позиции американцев, которые в последний момент отказались от ударов по сирийскому режиму, несмотря на применение им химического оружия (то есть нарушение «красной линии») летом 2013 года, не осталось незамеченным в Азии. Неспособность США повлиять на войну в Сирии и сдержать российскую агрессию на Украине вызывает в Токио немало вопросов. Объявленный Бараком Обамой поворот в сторону Азии не привел к заметному расширению американского военного присутствия в регионе. Японские правые даже не пытаются скрывать, что им было бы удобнее работать с республиканцами, а не демократами. «Японцы не уверены, что США будут защищать их до конца в случае возникновения проблем: они опасаются, что их бросят на милость Китая», — объясняет французский дипломатический источник.

Что касается принадлежности островов Сенкаку, Вашингтон занимает на этот счет неоднозначную позицию. «Нас связывают с Японией нерушимые связи, однако США и Китай — не враги, и нам хотелось бы выстраивать стратегическое партнерство с Пекином, — комментирует офицер американского флота. — Нам кажется, что 70 лет альянса — это много. Но в этих странах это сущая ерунда. Как пять минут».

После неудач в Ираке и Афганистане Япония стала ключевым объектом американской стратегии в Азии. Вашингтон официально поддерживает перевооружение страны, которое позволило бы ему более эффективно «разделить бремя». И он всячески пытается заверить в поддержке главного союзника в регионе. «Наш альянс выгоден США, Японии и всему миру», — уверяет командующий американскими ВМС в Японии адмирал Мэтью Картер. По его мнению, отношения флотов двух стран — «лучшие в мире». В 1997 году главные направления сотрудничества американо-японского альянса были скорректированы в связи с северокорейской угрозой. Нынешний же пересмотр связан с усилением Китая и необходимостью учесть новые военные планы Японии.

Как бы то ни было, у Токио нет широкой свободы для маневра: Китай обеспокоен политикой националистического правительства, которое стремится приуменьшить масштабы совершенных во время Второй мировой войны преступлений, в частности нанкинской резни. К тому же, участие Японии в системе коллективной безопасности может вовлечь ее вслед за США в войны, которых совершенно не хочет все еще крепко держащееся за мысль о пацифизме население. Те времена, когда имперский флот был на острие экспансионистской политики Японии (времена Цусимы и Перл-Харбора), остались в далеком прошлом.