Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Европейцы протестуют против TTIP

© Фото : предоставлено Дмитрием ДобровымИсторик-востоковед Дмитрий Добров
Историк-востоковед Дмитрий Добров
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В конце апреля 2015 года в большинстве стран Европы прошли многочисленные акции протеста против TTIP — соглашения о Трансатлантическом торгово-инвестиционном партнерстве между США и ЕС. В одной только Германии акции протеста охватили 230 городов, а участие в них приняли десятки тысяч человек, а во всем мире — сотни тысяч. Переговоры по TTIP ведутся с 2013 года.

В конце апреля 2015 года в большинстве стран Европы прошли многочисленные акции протеста против TTIP — соглашения о Трансатлантическом торгово-инвестиционном партнерстве между США и ЕС (Transatlantic Trade and Investment Partnership — TTIP). В одной только Германии акции протеста охватили 230 городов, а участие в них приняли десятки тысяч человек (во всем мире — сотни тысяч). Основным инициатором этой кампании стало международное антиглобалистское движение Attac, а также экологические организации и союзы потребителей. К ним присоединились активисты левых партий, таких как немецкая Die Linke. Акции протеста были приурочены к девятому раунду переговоров между США и ЕС по выработке Трансатлантического соглашения (Нью-Йорк, 24-29 апреля). Как заявил представитель Attac, антиглобалисты намерены и дальше оказывать решительное сопротивление этому проекту. Протесты направлены также против планируемого соглашения ЕС о свободной торговле с Канадой (CETA) и TISA — международного соглашения о либерализации рынка услуг.

Переговоры по TTIP ведутся с 2013 года. Авторы проекта утверждают, что при отмене таможенных границ и стандартизации норм по обе стороны Атлантического океана западная экономика получит значительный импульс. Отмена таможенных ограничений, по их мнению, даст резкий импульс экономическому росту, а 800 миллионов потребителей создадут крупнейший в мире рынок спроса. Тем не менее, спорные вопросы в связи с TTIP остаются. Среди них:

1. Создание частных арбитражных судов с целью защиты инвестиций, которые позволят концернам (в первую очередь американским) выдвигать многомиллиардные иски государствам Европы.

2. Допуск к внутренним инфраструктурным проектам (транспорт, водоснабжение, энергетика) которые до сих пор были прерогативой национальных государств. Против выступают как американцы, придерживающиеся принципа buy Аmerican, так и европейцы.

3. Рынок вооружений. Американцы не намерены пускать европейцев на этот рынок. Поэтому данный пункт соглашений изъят из пакета переговоров.

4. Культурные ценности. Страны Европы, и в первую очередь Франция, выступают против засилья американских фильмов и музыки. Поэтому — аудиовизуальный сектор также был изьят из переговорного пакета.

5. Защита потребительских и санитарных норм. Европейцы дорожат высокими санитарными стандартами и не хотят допустить на свой рынок американские генномодифицированные продукты и обработанных хлором кур.

Переговоры по TTIP протекают непросто. По мнению обозревателей, девятый раунд переговоров в Нью-Йорке вряд ли приведет к прорывным решениям, особенно по таким сложным вопросам, как защита инвесторов в арбитражных судах. Складывается такое впечатление, что первоначальный график по выработке соглашения значительно сдвигается. Тем не менее, американцы надеются «дожать» Европу до конца года: для них это означает создание мощнейшего торгового блока, благодаря которому они будут доминировать в мировой экономике.

Именно поэтому на обсуждение в Нью-Йорке были вынесены более «легкие» вопросы, представляющие очевидную выгоду для обеих сторон. Такие, например, как унификация норм в автомобильной промышленности и фармацевтике, что позволит избежать повторной сертификации. Более спорные вопросы оставлены пока в стороне, в том числе организация тендеров на инфраструктурные работы: здесь американская сторона явно придерживается протекционистской политики. Это чувствительный пункт для США, где очень опасаются за сохранение рабочих мест для американцев. Здесь открыто подчеркивают, что местная строительная индустрия может сильно пострадать, если на рынок придут такие немецкие фирмы, как Hochtief или Siemens.

С другой стороны, для европейцев одним из наиболее спорных пунктов соглашения остается создание специальных частных арбитражных трибуналов (ISDS — Investor-state dispute settlement) для решения торговых споров. Они позволяют инвесторам подавать иски против государств, нарушающих их права. Вместо государственных обвинителей интересы инвесторов в этих судах будут представлять специально нанятые адвокаты. Критики видят в этом нарушение демократии, так как частные трибуналы будут наказывать государства миллиардными штрафами за «политически мотивированные решения». На практике эта «параллельная юстиция» может означать окончательное разрушение национально-государственного суверенитета европейских стран. Поэтому этот вопрос будет рассмотрен лишь на последнем этапе переговоров. Также весьма вероятно, что арбитражные суды будут учреждены не сразу, а после подписания соглашения TTIP.

Дискуссия вокруг TTIP в буквальном смысле слова расколола немецкое общество. За трансатлантическое соглашение выступают представители крупного бизнеса. В опубликованном недавно заявлении за этот проект высказались Федеральный союз немецкой промышленности (BDI), глава концерна BMW Норберт Райтхофер, а также другие представители бизнес-элиты.

Активно защищает TTIP канцлер ФРГ Ангела Меркель. Она заявила недавно на 150-летнем юбилее концерна BASF, что планируемое соглашение выгодно для немецкого бизнеса, так как ему будут открыты большие возможности на американском рынке. Меркель отметила, что только немецким химическим концернам ежегодные таможенные пошлины в США обходятся в 140 млн евро.

Средний бизнес Германии частично поддерживает TTIP, но «не любой ценой». Как заявил глава федерального объединения среднего бизнеса (BVMW) Марио Охофен, его объединение категорически против частных арбитражных судов. Кроме того, по его мнению, в тексте соглашения имеется много пунктов, «убийственных» для немецкого бизнеса.

Большие претензии к TTIP выдвигает СДПГ — партнер христианских демократов по правящей коалиции. Министр экономики и вице-канцлер Зигмар Габриэль (СДПГ) потребовал создания публичных торговых судов, решительно выступив против приватизации арбитража. Без поддержки СДПГ проект не может быть утвержден в Бундестаге.

Со своей стороны, представители партии «Зеленых» в Бундестаге потребовали от правительства ФРГ и Еврокомиссии ответить на критику противников TTIP и не скрывать от них всю полноту информации о соглашении. В целом, несмотря на активное лоббирование бизнеса и пропаганду в средствах информации, Германия, наряду с Францией, остается одной из ведущих стран Европы, в которой большинство населения выступает против TTIP.

На защиту TTIP брошены значительные информационные и политические силы. Большинство европейских лидеров (кроме руководителей двух-трех небольших стран) официально заявило о поддержке TTIP и настаивает на скорейшем завершении переговоров. Еврокомиссар по торговле Сесилия Мальстрем утверждает, что проект соглашения будет готов до конца нынешнего года. При этом она провокационно заявила, что «Владимиру Путину такое соглашение не понравится».

У наблюдателей есть большие сомнения, что все спорные пункты соглашения будут разрешены к концу 2015 года. Этот дедлайн был установлен сознательно: в 2016 году в США начинается президентская кампания, и никто из кандидатов в президенты не захочет пойти на непопулярные уступки европейцам. С другой стороны, в 2017 году стартует предвыборная кампания в Германии, что также обострит дискуссию вокруг TTIP.

Согласно опросам, большинство граждан ЕС (за исключением трех стран, среди них — Германия) также выступает за соглашение. Однако есть серьезные основания сомневаться в объективности этих опросов. Планируемое соглашение вызывает большие нарекания у европейских союзов потребителей, экологов и профсоюзов. В Германии глава потребительской организации Foodwatch Тило Боде резко выступил против «параллельной юстиции» частных судов.

Один из главных упреков протестующих — отсутствие транспарентности. Практически никто из общественности не был ознакомлен с документами по подготовке TTIP. Еврокомиссия разместила их в интернете в начале этого года только после массовых акций протеста. Однако в Германии этот текст остался практически неизвестным, его прочло чуть более четырех тысяч человек. Критики соглашения ставят в упрек Еврокомиссии, что она представила сложный юридический документ: мало кто из нормальных бундесбюргеров способен разобраться в сотнях страниц бюрократического текста. При этом общественность Германии уверена, что глобализаторы хотят «замылить» истинную суть соглашения — то есть утрату национальными государствами контроля над экономикой и социальной сферой.

Критики соглашения считают, что TTIP снизит экологические, потребительские и социальные стандарты в Европе. Соглашение, по их мнению, является ударом по демократии, так как в будущем концерны и банки будут иметь преимущество перед национальным законодательством. Поэтому небольшие уступки европейцам по ряду технических вопросов не смогут скрыть основополагающего принципа TTIP — создание «экономической НАТО» под руководством США.

Создается впечатление, что элиты США и Евросоюза не мытьем так катаньем намерены продавить в конечном счете соглашение TTIP. В целом это отражает стремление правящих групп консолидированного Запада сохранить лидирующие позиции в мировой экономике и торговле. Хотя соглашение не выгодно рядовым гражданам, мелкому и среднему бизнесу США и Европы, оно служит интересам транснациональных групп влияния, которые «перемалывают» традиционные государства-нации. Создание трансатлантической зоны торговли вписывается в процесс десуверенизации государств Европы, подчинения их американскому диктату. Речь идет о двойном процессе десуверенизации — первый уже происходит в рамках ЕС, а второй — после заключения TTIP — поставит ЕС в подчиненное положение к США. За бортом соглашения, по замыслу авторов проекта, останется весь остальной мир, включая Россию и Китай. Амбициозная идея TTIP — признак кризиса буксующей западной социально-экономической формации, попытка отгородиться от конкуренции стран БРИКС в рамках новой изоляционистской модели. Однако попытки возвести новый «вал Траяна» вокруг западной империи обречены на неудачу, так как не учитывают сложную динамику мировых процессов и формирование новых центров силы.