Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

После 24 апреля

© РИА Новости Алексей Никольский / Перейти в фотобанкКатоликос Всех Армян Гарегин Второй, Серж Саргсян с супругой Ритой Саргсян, Владимир Путин, Никос Анастасиадис и Франсуа Олланд в мемориальном комплексе памяти жертв геноцида армян "Цицернакаберд" в Ереване
Католикос Всех Армян Гарегин Второй, Серж Саргсян с супругой Ритой Саргсян, Владимир Путин, Никос Анастасиадис и Франсуа Олланд в мемориальном комплексе памяти жертв геноцида армян Цицернакаберд в Ереване
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Заявления Путина по поводу «геноцида» армян — повод серьезно задуматься о том, как Турция строит отношения с Москвой. Предоставляя России право на строительство АЭС «Аккую» и дискредитируя турецко-азербайджанский проект TANAP через участие в «Турецком потоке», призванном, по сути, защитить исключительно российские интересы, Турция совершает большую ошибку.

Вот и остался позади такой важный для армянской диаспоры и Армении день, как 100-я годовщина событий 1915 года. Хотя в ближайшее время армянская диаспора намерена активно продолжать свои пропагандистские мероприятия и усилия в этой области, самое тяжелое время позади. Чтобы несколько облегчить этот шторм, Турция назначила на 24 апреля церемонии по случаю 100-летия битвы при Чанаккале и попыталась несколько притушить претензии армян в международных СМИ. Но эти усилия почти не возымели успеха. Несмотря на то, что в мемориальных церемониях в Турции приняли участие принц Уэльский Чарльз, а также премьер-министры Австралии и Новой Зеландии, представлявшие АНЗАК, «претензии армян» и памятные мероприятия в Ереване максимально освещались даже в британских вещательных организациях.

Гибель, ранения, вынужденная миграция большого количества граждан Османской империи армянского происхождения, прежде всего на востоке Анатолии, в 1915 году и впоследствии — это неоспоримый факт. Известно даже, что значительная часть погибших — невинное гражданское население. Но утверждать, что все эти события были «спланированной» массовой резней, и игнорировать убийства, которые в условиях войны были совершены членами тайных армянских организаций как в тылу, так и вместе с российской армией, невозможно. Более того, Османская империя пыталась переселить в относительно более безопасные районы тех граждан армянского происхождения, что не имели никакого отношения к военным действиям, но страдали или могли пострадать от деятельности тайных обществ и были вынуждены или могли помогать им. Иными словами, речь идет не о геноциде, а о «переселении» или «вынужденном переселении». Оно действительно имело место быть, поскольку российская армия вошла в Анатолию, а ее проводником были тайные организации, созданные из проживавших в этом регионе армян, которые добровольно действовали совместно с российской армией. Разве не так поступила бы любая страна, столкнувшаяся со столь серьезной угрозой безопасности или попыткой «государственной измены»?

Известно, что под воздействием крупномасштабных массовых убийств со стороны членов тайных армянских обществ, а также из-за их сотрудничества с российскими войсками многие представители администрации и офицерского корпуса Османской империи злоупотребляли своими обязанностями в ходе переселения и становились виновниками гибели армян. Кроме того, за серию массовых убийств несет ответственность и проживавшее в регионе мусульманское население, которое хотело отомстить за кровавую резню или конфисковать собственность зажиточных армян. Многие также погибли в процессе переселения из-за эпидемических болезней и холода. Тем не менее нельзя называть попытку «вынужденного переселения» армян из Османской империи «спланированным» и «заранее предусмотренным» геноцидом и рассматривать ее наравне с тем, что сделали нацисты в отношении евреев, русские — в отношении черкесов и чеченцев, французы — в отношении алжирцев, сербы — в отношении боснийцев, а также другими акциями, применительно к которым мы считаем уместным употреблять термин «геноцид».

Однако цель армянской диаспоры — назвав переселение геноцидом, представить это событие (единственное событие, которое связывает диаспору с ее «родиной») в качестве важнейшей составляющей армянской идентичности, а затем, заставив весь мир (главным образом США) согласиться со своей точкой зрения, превратить боль общества в некий объект связи с этой идентичностью. Так, единственный фактор, благодаря которому армяне, родившиеся в США, Франции, странах Латинской Америки и даже в России и ставшие гражданами этих государств, могут отождествляться с бедной, неразвитой и изолированной Арменией, — как раз именно это «эмоциональное знание». И в этом году, по случаю 100-летия переселения 1915 года, налицо активные усилия, направленные на то, чтобы получить плоды пропагандистских стараний, которые продолжаются с середины 1960-х годов. В этом смысле можно говорить о достижении серьезных успехов.

В церемонии в Ереване участвовали четыре главы государства. Наряду с Россией, Сербией и Южным Кипром, которые поддержали претензии армян и официально признавшими переселение «геноцидом», там был и лидер Франции, которая не только признала геноцид, но и склонна считать его «отрицание» преступлением. При этом прекрасно известно, что в войну за независимость Алжира по вине Франции погибло более одного миллиона алжирцев. Если обратить внимание на историческую и политическую динамику отношений Турции с четырьмя этими государствами, то их нельзя назвать крайне благоприятными. Франция — одна их тех стран, что больше остальных дистанцируется от Турции в Европе. Позиция Южного Кипра очевидна по причине кипрского вопроса. Сербия — страна, которая всегда считала турок и мусульман конкурентами. В то же время сербы несут ответственность за массовые убийства мусульман на Балканах, которые достигли масштабов геноцида в Сребренице.

На этом фоне, ввиду развитых отношений сотрудничества с турецким правительством, особенно выделяется Россия. Наши две страны тесно взаимодействуют, прежде всего в экономической, торговой и энергетической областях. Турция осудила тот факт, что Владимир Путин вновь назвал претензии армян «геноцидом» и принял участие в памятной церемонии в Ереване. Кроме того, были предприняты попытки сделать ответный выпад в адрес Москвы и напомнить ей о массовых убийствах, совершенных русскими в разные периоды истории на Кавказе и в Крыму.

При этом создается следующее впечатление: когда Анкара делает эти заявления или развивает отношения с путинской Россией так, что они переходят в разряд зависимости, турецкие власти, видимо, не учитывают факт поддержки Россией тезисов армян, а также то, что Армения — по сути, военно-политическая база России на Южном Кавказе. На границах Армении с Турцией и Азербайджаном размещены российские военнослужащие. Более того, армянская экономика полностью зависима от России, и у России есть военные базы в этой стране, прежде всего в Гюмри. Известно также о вкладе российских военнослужащих в ходжалинскую резню, а также массовые убийства, совершенные армянами в Нагорном Карабахе, которыми руководил сам ныне действующий президент Серж Саргсян. Кроме того, ни для кого не секрет — массовые убийства и даже попытки геноцида со стороны России, выступавшей под разными политическими названиями (русский царизм, СССР, Российская Федерация), в отношении мусульманских народов на Кавказе (чеченцев, черкесов, турок-месхетинцев и пр.) и крымских татар. Еще один фактор — зависимость Турции от России в области импорта природного газа. Следовательно, предоставляя этой стране право на строительство АЭС «Аккую» и дискредитируя турецко-азербайджанский проект TANAP через участие в «Турецком потоке», призванном, по сути, защитить исключительно российские интересы, Турция совершает большую ошибку. Прежде чем присоединяться к таким выигрышным для России во всех смыслах инициативам, нашим властям следует задуматься о том, что она получит от России и какова позиция Москвы по политическим вопросам.

Из-за того, что Ватикан и Австрия признали переселение армян геноцидом, Турция отозвала оттуда послов. Когда то же сделали Франция и Германия — осудила их. Можно ли говорить тут о последовательности? Вряд ли. При оценке этих шагов Турции любой иностранный эксперт может с легкостью заметить, что позиция Анкары в отношении стран, признавших геноцид, варьируется в зависимости от их влияния и значимости.

Хотя президент США Обама лично принял тезисы армян, в своей речи 24 апреля он не использовал слово «геноцид» и, как всегда, употребил выражение «Meds Yeghern», которое в переводе с армянского языка означает «большая катастрофа». Это вызвало негодование армянской диаспоры в США: то, что даже в 100-ю годовщину событий 1915 года США не посчитали трагедию столетней давности «геноцидом», считается для диаспоры большим провалом. Между тем содержание предложений из речи Обамы до высказывания «Meds Yeghern» показывает, что фактически США признали геноцид, но не стали произносить это словно из-за значимости и ценности Турции в регионе.

Иными словами, в результате интенсивных, системных и небезуспешных попыток армянской диаспоры тезис о «геноциде» находит признание в разных уголках мира. Государства, которые не имеют ни малейшей информации о том, что действительно произошло в 1915 году, считают, что турки — дикий народ, действительно совершивший геноцид.

День 24 апреля миновал, но оставил неприятные ссадины. Несмотря на напряженность, которая возникла после заявлений президента ФРГ, Папы и президента России, тот факт, что США «официально» не признали геноцид, следует, по некоторым оценкам, записать в актив Турции. Между тем «ущелье» вокруг нас постепенно сужается, голоса тех, кто поддерживает тезис о геноциде внутри страны, становятся все громче, а кроме Великобритании, Австралии и Новой Зеландии, естественно принявших участие в церемонии по случаю 100-летия битвы при Чанаккале, в Турцию не прибыл практически ни один лидер государства, которое направляло бы мировую повестку дня. В этой связи, наряду с повышением осведомленности относительно претензий армян о геноциде, внутри страны также следует обратить внимание на политические, культурные, художественные, экономические мероприятия, которые могли бы показывать позицию Турции, и, по примеру армянской диаспоры, делать все это нужно непрерывно. Начальным шагом может стать выпуск качественной киноленты с участием всемирно известных актеров, которая показала бы объективную картину переселения армян и бед, выпавших на их долю.