Белорусский президент получил звоночек из Москвы. Российский МИД заявил, что на саммит «Восточного партнерства» в Риге «реакция будет жесткой и принципиальной».
Почему кулак показан априори, до события, которое состоится лишь 21-22 мая? Да потому, что, мол, сама эта инициатива ЕС «имеет ярко выраженную антироссийскую направленность».
Пикантность ситуации в том, что на сегодня формально висит в воздухе вопрос, полетит ли в Ригу Александр Лукашенко. И тут — эта красноречивая ремарка Москвы с подтекстом: что, собрался на антироссийский шабаш? Ну-ну.
Второй звоночек получен из Сухуми: абхазский МИД нервно отреагировал на совместное заявление президентов Грузии и Белоруссии от 24 мая, которое-де «подразумевает претензии Тбилиси на территорию Абхазии и Южной Осетии как части своего государства».
И тут вот ведь в чем дело: признаешь ты Абхазию или нет, но факт то, что за ней тоже стоит большая, раздраженная ныне почти на весь белый свет Россия.
Белорусский президент насчет Риги уже решил
Так означает ли резкое заявление российского МИДа насчет предстоящего саммита ВП в Риге, что вопрос присутствия там Лукашенко де-факто снят? В том смысле, что красную черту (выражение аналитика Юрия Дракохруста) ближайший союзник Москвы, имеющий острую нужду в ее финансовой помощи, наверняка не переступит.
Стоит отметить, что белорусский руководитель все же не раз показывал нрав, когда дело касалось геополитики. Ту же Абхазию, Южную Осетию не признал, как ни давил Кремль.
Да и политика Минска в украинском вопросе тоже стала откровением для многих обозревателей. До сих пор порождает ступор даже в белорусской идеологической вертикали: мы же вроде как с русскими заодно, а тут — братание с Порошенко, слова о территориальной целостности Украины и все такое.
Наконец, в Москву на 9 Мая белорусский главнокомандующий (равно как и многие западные лидеры, объявившие Путину бойкот за Крым) не поедет: свой парад, говорит. Тоже ведь вызов — по крайней мере, московские СМИ отреагировали очень зло.
Может, и сейчас, после заявления со Смоленской площади, президент Белоруссии поднимет перчатку — дерзко выберется в логово ЕС?
Нет, Лукашенко в Ригу все же не поедет, но не вследствие заявления российского МИДа, сказал эксперт аналитического центра «Стратегия» (Минск) Валерий Карбалевич.
По его мнению, белорусский президент уже все для себя решил. Возможно, ему закулисно дали понять из ЕС, что не очень-то ждут на саммите. Или условия выдвинули неприемлемые.
Решение Лукашенко не лететь в Ригу прочитывается, как считает аналитик, в том, что усилилось давление на всех, кто числится в списке политзаключенных. «Это абсолютная демонстрация», — убежден Карбалевич.
Легкие геополитические шалости
Политолог Алесь Логвинец, заместитель председателя проевропейского движения «За Свободу», также предполагает, что Лукашенко, «скорее всего, и так в Ригу не собирался».
Вместе с тем, по мнению Логвинца, белорусский официальный лидер может «под рижский саммит сделать некий асимметричный шаг в духе «и нашим и вашим». Например, освободить кого-то из политзаключенных, пообещать некие меры в плане внутриполитической либерализации, заявить о готовности искать свой формат сотрудничества с ЕС, как та же Армения. Короче, расширить поле для игры на европейском направлении.
К слову, и недавний визит президента Белоруссии в Грузию Логвинец склонен трактовать как «легкую шалость», попытку продемонстрировать определенную независимость от Москвы и таким образом «показать ЕС, что с ним, Лукашенко, стоит разговаривать».
Но при этом отвязываться от России, уверен собеседник Naviny.by, белорусский руководитель ни в коем случае не собирается.
Снова «русские со знаком качества»?
Более того, если верить российскому послу Александру Сурикову, то белорусы — еще более крутые патриоты его Родины, чем сами россияне.
«Вы знаете, если смотреть крымские сюжеты, то я должен вам сказать, что белорусское общество, население поддержало российские действия по Крыму даже больше, чем сама Россия. Свыше 80% населения поддержали российские действия по Крыму. Это данные опросов, проведенных не белорусами или россиянами, а европейскими социологическими институтами», — заявил дипломат в интервью алтайской газете «Свободный курс» (напомню, Суриков был когда-то губернатором Алтая.)
Здесь прочитывается намек на данные НИСЭПИ, который зарегистрирован в Литве, но ежеквартально проводит национальные опросы белорусов. Представитель НИСЭПИ подчеркнул, что российское посольство в Минске прекрасно осведомлено о результатах исследований этой социологической службы.
Так вот, согласно мартовскому опросу, присоединение Крыма к России расценили как «возвращение русских земель, восстановление исторической справедливости» 58,5% респондентов, а 22% трактуют это как «империалистический захват, оккупацию».
Итак, поддержка лозунга «Крым наш» среди белорусов довольно сильна, но не настолько, как это пытается представить российский дипломат.
Еще слабее, кстати, поддержка независимости «Новороссии» — 42%. При этом 25,5% поддерживают территориальную целостность Украины, а 15,9% считают, что «нет никакой Новороссии, есть российская агрессия против Украины».
Минск троллит Кремль, и не более
Другое дело, что и эти цифры, по мнению национально ориентированной белорусской контрэлиты, свидетельствуют о катастрофически низком уровне национального самосознания белорусов. Причем идеология «Крым наш», великодержавное, москвоцентричное мышление поддерживаются в Белоруссии лошадиными дозами московской телепропаганды.
Ограничить трансляцию тамошних телеканалов белорусское руководство не рискует. Да и что взамен? Казенный медиапродукт? Он в массе своей не блистает качеством. А развивать систему негосударственных СМИ — это с точки зрения властей еще большая опасность, чем гипотетическое нашествие зеленых человечков Путина.
К слову, российских «Ночных волков» — представителей байкерского клуба, который яро поддерживает Путина и «Крымнаш», белорусские власти встретили у Кургана Славы под Минском со всеми почестями. Завернули же участников провокационного, как посчитали в Европе, мотопробега уже поляки.
Да, Лукашенко может иногда потроллить Кремль, умеет сыграть на западном векторе. Но далеко от Москвы Белоруссия при нынешней политической системе не способна уйти по определению.
Да и не собирается руководство Белоруссии убегать под западное крыло. Скорее, рассчитывает, что вследствие маневров Минска Кремль станет щедрее, чтобы покрепче к себе привязать.
Хотя тут есть и доля риска. Русский медведь ныне зол, может и когтями цапнуть.