Падение цен на нефть было главной новостью на протяжении последних шести месяцев. И хотя многие специалисты прогнозируют, что цены вновь поднимутся, они по-прежнему вполовину ниже их пикового значения 2014 года на уровне 115 долларов за баррель. Одним из стимулирующих факторов снижения цен на нефть является укрепление доллара США, но этот факт привлек гораздо меньше внимания. И поскольку цены на нефть определяются в долларах, то по мере укрепления доллара — при всех прочих равных условиях — цены на нефть для американских потребителей снижаются. Но закупки нефтепродуктов потребителями в большинстве стран определяются не в долларах, поэтому они не ощущают падения цен на нефть в долларах в такой же степени, как американцы. Эти неучтенные факторы могут иметь глобальное значение для экономического роста стран, их национальных бюджетов и геополитики.
Изменение цены на сырую нефть марки Brent в иностранных валютах с 19 июня 2014 года.
На этом графике показано изменение цены на сырую нефть марки Brent, выраженной в нескольких иностранных валютах с момента высокого значения 19 июня 2014 года. Слева сверху вниз указаны импортеры нефти (Европа, Япония, Южная Корея), а справа — экспортеры (Россия, Норвегия, Нигерия). И хотя цены на нефть упали во всех валютах, отчетливо видно, что не во всех валютах это падение было одинаковым.
Экономический рост за пределами США был относительно невысоким, и многие надеются, что падение цен на нефть даст толчок к росту мировой экономики. В странах-импортерах падение цен на нефть должно означать повышение реального чистого дохода для потребителей, снижение затрат для производителей, а также улучшение платежного баланса стран-импортеров. 22 декабря экономисты МВФ разместили в своем блоге прекрасный анализ того, как снижение цен на нефть повлияло мировые макроэкономические показатели. Однако одним из последствий укрепления доллара США является то, что положительный эффект от снижения цен на нефть не приведет к ускорению повышения спроса в других странах. А это означает, что значительного роста мировой экономики ожидать не стоит. Как видно из приведенного выше графика, падение цен на нефть менее ощутимо в странах еврозоны (EUR), где цена на нефть, выраженная в евро, упала с июня 2014 года на 14% меньше, чем цена, в долларах. Это означает, что экономический подъем в результате падения цен на нефть страны еврозоны ощутили не в такой степени, как США. Однако в макроэкономических анализах, ориентированных на доллар, и прогнозах спроса на нефть эта деталь не отражена.
Среди экспортеров нефти, которые не привязывают свои валюты к доллару США, цены на нефть, судя по всему, снизились еще меньше. Это хорошо видно на примерах Нигерии (NGN), Норвегии (NOK) и России (RUB). Несмотря на то, что падение цен на нефть отрицательно влияет на государственные бюджеты этих стран, тот факт, что снижение цен на нефть обусловлено (отчасти) укреплением доллара, смягчает удар. Поэтому анализ бюджетного дефицита в этих странах, ориентированный на цены на сырую нефть марки Brent в долларах, будет неточным.
Из всех приведенных примеров наиболее острая ситуация складывается в России, где по состоянию на 2 марта 2015 года падение цен на нефть в рублях с 19 июня 2014 года составило всего 7%. С тех пор по мере укрепления рубля они упали в рублевом выражении. И, тем не менее, падение цены на нефть в рублях абсолютно не сопоставимо с тем, насколько эти цены упали в других странах. Основную часть своей нефти Россия не потребляет на внутреннем рынке, а продает за границу. По данным службы энергетической информации США (EIA), 51% от общего российского экспорта в 2013 году составили нефть и нефтепродукты. Это внушительная часть российской экономии, обусловленной внешними факторами, поэтому цена на нефть является важной составляющей макроэкономического благополучия страны. И при всех прочих равных условиях перевод дорогих нефтедолларов в дешевые рубли должен быть выгодным для российской экономики. (Правда, поскольку из-за удешевления рубля импортные закупки становятся дороже, чистый макроэкономический эффект от обесценивания рубля будет в значительной степени зависеть от платежного баланса России).
Помимо того, что Россия пострадала из-за падения цен на нефть, на нее все большее давление оказывают жесткие санкции. Они были введены против Путина и людей из его ближнего окружения, чтобы заставить Россию прекратить поддерживать украинских сепаратистов. В частности, санкции затронули энергетический, оборонный и финансовый секторы. В результате санкций произошло резкое обесценивание российского рубля, поскольку обеспокоенные инвесторы вывели из страны свои капиталы.
Однако обвал рубля означает, что по сравнению с другими товарами, производимыми в России, цена, получаемая Россией за экспортируемую нефть, увеличилась. А сюда входят затраты на отечественное оборудование и оплату труда, необходимые для производства российской нефти. И хотя из-за отсутствия доступа к западным рынкам капитала, оборудованию и технологиям способность нефтяных компаний погашать долги (особенно это касается «Роснефти») и инвестировать в долгосрочные проекты значительно сократилась, разница между долларовыми прибылями и рублевыми поступлениями (то есть общая рентабельность), возможно, смягчает влияние санкций.
Есть несколько вариантов развития ситуации для России. Во-первых, если Путин и люди из его ближнего круга наращивают свои богатства за счет нефтедолларов, то в ближайшее время их финансы вряд ли сократятся из-за обесценивания рубля в той степени, в какой этого хотелось бы западным политикам. Конечно, для простых россиян цены на западные товары резко подскочили, однако для тех, кто получает прибыль от продажи нефти, инфляция не так ощутима. Точно так же, если российское правительство обеспечивает государственные расходы за счет прибылей от экспорта нефти, оно не испытывает особых финансовых затруднений. И, наконец, прибыльность отечественной малорентабельной добычи российскими нефтяными компаниями может по-прежнему оставаться довольно высокой. Следовательно, не следует рассчитывать на то, что Россия из-за снижения цен сократит добычу нефти, если она располагает ресурсами для поддержания уровня производства.
Таким образом, вся эта история с ценами на нефть гораздо более сложная, чем обычное падение цен в мировом масштабе. И ситуация в разных странах развивается по-разному, оказывая при этом значительное влияние на рост мировой экономики, финансовую стабильность экспортеров нефти и на геополитические противоречия и напряженность в отношениях между Россией и Западом. И если не учитывать валютные курсы, то это может привести к преувеличению положительного значения падения цен на нефть для роста мировой экономики и излишней драматизации влияния санкций на Россию.