Неолиберальная политика, навязанная народам, так называемым европейским истеблишментом (Европейский Центральный Банк, Европейский совет и Европейская комиссия), а также европейскими правительствами, поддерживаемая разного рода либеральными и социал-демократическими партиями, создает огромную неуверенность среди широких слоев населения. Рабочий класс на собственной шкуре чувствует всю пагубность неолиберальной политики.
Трудовые реформы, инициированные, в частности, бывшим немецким канцлером Шредером, поддержали все правящие партии. Это привело к резкому увеличению числа безработных, ухудшению ситуации на рынке труда, сокращению заработной платы и, следовательно, падению покупательной способности населения.
Ситуация еще больше обострилась вследствие ликвидации прав и социальных гарантий трудящихся, что негативно сказалось на экономическом и социальном положение народа.
На этом фоне происходит систематическое обогащение финансово-олигархических групп, которые заявляют, что такие меры единственно правильные в сложившейся ситуации.
Непопулярные меры инициированы из-за рубежа в лице «тройки» европейских контролеров, немецкого правительства и транснациональных корпораций.
Интернационализация ответственности за принимаемые решения становится доминирующей в деятельности правящих партий.
Поэтому не удивительно, что такого рода политика наталкивается на противодействие со стороны трудящихся, которые хотят сохранить свою идентичность и завоеванные социальные права от иностранного вмешательства.
Такое стремление часто ассоциируется с таким понятием как национализм. При этом во главу угла ставится защита суверенитета и идентичности, которые, по мнению либеральных политиков, должны исчезнуть вследствие глобализации.
Вместе с тем следует понимать, что национализм может быть и вредной идеологией, когда культивируется ненависть по отношению к другим странам и национальностям. Сейчас это особенно проявляется в Европе на примере мигрантов. Предпринимаются попытки европейского истеблишмента и олигархических кругов направить народный гнев на наплыв мигрантов из Африки. Происходит деление общества на «своих» и «чужих», что является благодатной почвой для появления нацизма (и его латинской версии, фашизма).
В сложившейся ситуации единственно правильный ответ — направить народный гнев на правящую элиту, которая довела нас до такого положения. Народным массам необходимо объединяться в союзы для борьбы с правящим классом.
Другими словами, мы должны задействовать инклюзивный национализм (противоположный эксклюзивному национализму), чтобы объединить различные национальные общины для борьбы с общим врагом. Только таким образом мы сможем противостоять эксклюзивному национализму, который нам навязывает правящая элита в попытке защитить свои интересы на века.
В этой связи интересно рассмотреть позицию, которую занимает немецкий истеблишмент по отношению к гуманитарному кризису в Греции. Вся вина за тяжелую ситуацию, в которой оказалась страна, возлагается на недисциплинированный греческий народ и бездарное правительство. Таким образом, это не что иное, как проявление эксклюзивного национализма и возрождение нацизма в Германии. Другим примером проявления нацизма является Франция, где партия, основанная правым политиком Жан-Мари Ле Пеном, рассматривает иммигранта в качестве врага.
Потеря легитимности политических партий
В настоящее время мы видим, что народ разочаровался в политических партиях, которые исторически защищали его интересы. Это касается социал-демократических партий, коммунистической партии и партии зеленых.
Произошло сращивание партийной деятельности с парламентской, что само по себе не является проявлением представительной демократии. Социал-демократическое движение взяло на вооружение неолиберальную идеологию.
Ключевым элементом потери легитимности является то, что ни одна неолиберальная политика, навязанная народу, ни одна партия, включая те, кто выдает себя за защитников интересов трудящихся, никогда не имели народного мандата. Вы не найдете в предвыборных программах партий, стоящих на неолиберальной платформе такой тезис, как проведение политики жесткой экономии. Однако после прихода к власти антинародная политика реализуется, что приводит к появлению антипартийных настроений среди населения страны.
Необходимо также понимать разницу между прогрессивными движениями и регрессивными. Регрессивные движения ведут к фашизму и нацизму, и по своей сущности — антидемократичны. Их суть заключается в вождизме и эксклюзивном национализме, в основе которых лежит расизм и этническая принадлежность. Нацизм и фашизм — антипартийны и антидемократичны.
Примером прогрессивного движения может служить «Движение 15 мая» в Испании, которое требует от властей реальной демократии, прямого участие народных масс в решении ключевых государственных проблем путем проведение референдумов на всех уровнях. Только народ избирает власть и наделяет ее правом решать любой вопрос.
Смысл и призвание демократии заключается в том, что каждый человек имеет право участвовать в управлении государством на различных уровнях и сферах, будь то экономика, культура или политика. Такой подход противоположен нацизму. По мере того как человек, оказывается втянутым в процесс распределения коллективных ресурсов, он получает вознаграждение согласно своим способностям. Только в этом случае мы можем, опираясь на историческое прошлое, идти по пути человеческого прогресса.
Следовательно, только новые прогрессивные европейские движения могут остановить нацизм в Европе. Для этого необходимо развивать партнерские отношения со всеми демократическими силами.