Оливье Бланшар (Olivier Blanchard) — маститый экономист, который вырос во Франции, а ныне живет в США. Он руководит исследовательским отделом в МВФ, а также является экономическим консультантом фонда. Уже несколько лет именно он пишет предисловие к ежегодному докладу МВФ WEO. Но еще ни в одном из них не было столько пессимизма, сколько в недавно вышедшей в свет вводной части к докладу 2015 года. Ниже в обобщенном виде приведем его оценки.
Бланшар говорит о двухфакторном влиянии на мировую экономику в среднесрочной перспективе. Во многих странах все еще ощущается эффект от финансового кризиса и кризиса еврозоны в Европе. Слабость банков и высокая задолженность продолжают ограничивать расходы и рост, поэтому восстановление идет медленно.
В этих кризисных условиях потенциальная производительность снижается. Здесь, впрочем, следует отметить, что в развитых странах производственный потенциал начал сокращаться еще до кризиса: сказались старение трудоспособного населения и общее снижение производительности труда. Эти факторы оказывают свое влияние и сейчас, в процессе выхода из кризиса. Такого рода эффекты воздействуют и на развивающиеся страны, где происходит существенное замедление накопления капитала. С другой стороны, проблемы разрастаются под влиянием двух таких важных с точки зрения распределения доходов факторов, как падение цен на нефть и колебание валютных курсов. По всей видимости, цены на нефть продолжат снижаться в силу таких причин, как развитие новых подходов к ее добыче и изменение стратегии ОПЕК. Естественно, удешевление нефти ведет к трансферту реальных доходов от экспортеров нефти к ее потребителям. Это повышает уровень реальных доходов в США, Китае, Индии, еврозоне и вносит оживление в расходы в этих странах.
В это же время происходят активные колебания валютных курсов. Пока курс доллара растет, евро и иена теряют в стоимости. Это происходит в силу разной денежно-кредитной политики государств. Но главный вопрос состоит в том, как долго будут происходить такие колебания. Снижение курсов валют может предотвратить риск рецессии еврозоны и Японии. При этом США рискуют столкнуться с обратным эффектом от роста курса доллара.
Но экономические проблемы в России, спад бразильской экономики — масштабные политические проблемы. С точки зрения одной лишь экономики, этих кризисов не должно было быть. В этой связи все происходящие события следует рассматривать на уровне отдельно взятых стран. Тем не менее можно говорить и о некоторых общих тенденциях. В частности, в этом году в развитых странах будут существовать более благоприятные условия для экономического роста, в то время как темпы роста экономик развивающихся стран и государств с низким уровнем дохода замедлятся. Поэтому роста мировой экономики ждать не стоит.
В то же время можно утверждать, что макроэкономические риски несколько снизились. Так, в прошлом году одним из крупнейших таких рисков была рецессия в еврозоне. Сейчас эта проблема уже не стоит так остро. Но финансовые и геополитические риски возросли. Если высокая валютные курсы будут скакать и дальше, это приведет к новым финансовым вызовам и валютным войнам. Финансовые рынки также может пошатнуть кризис, подобный тому, с каким столкнулась Греция. Украина и Ближний Восток тоже потенциально способны создать крупные и системные экономические проблемы.
Разная экономическая ситуация в тех или иных государствах требует от политических элит внимания к каждому случаю в отдельности.
И в краткосрочной, и в среднесрочной перспективе рост должен стоять в приоритете. Иными словами, следует обратить внимание на такие подходы, как, например, наращивание инфраструктурных инвестиций. Хотя системные реформы не дадут быстрого результата и потребуют высоких затрат, они также необходимы, при этом важно правильно выбрать подход к таким реформам.
Должен признаться, что после прочтении оценок Бланшара мне стало грустно. Ведь в прошлом этот ведущий экономист всегда давал очень позитивные сигналы.