Формат японо-американского оборонного сотрудничества был пересмотрен — впервые за 18 лет.
Новый оборонный курс хорошо показывает, на что нацелены правительства обеих стран. Согласно новым соглашением, сотрудничество должно быть «непрерывным» и «глобальным». Силы самообороны встанут на путь быстрой интеграции с американскими войсками. Складывается впечатление, что стороны позабыли о конституционных ограничениях и принципах японо-американского оборонного соглашения.
Прежний курс корректировали два раза: в 1978 году, с учетом возможного нападения СССР на Японию, и в 1997 году, с учетом меняющейся обстановки в регионе. Новый оборонный план должен вывести сотрудничество двух стран на совершенно иной уровень.
За принятием нового формата в совместной обороне стоит стремление администрации Абэ вывести новое толкование конституции, которое позволит Японии осуществлять право на коллективную самооборону. В прошлом июле эту резкую смену курса подтвердила резолюция Кабинета министров. Законопроект, который должен изменить оборонную политику страны в соответствии с июльским решением, — основная тема текущей сессии японского парламента.
Несмотря на то, что парламентарии еще не начали дебаты по поводу этого законопроекта, новый формат оборонного сотрудничества Японии и США уже отражает намерение Кабмина использовать право на коллективную самооборону. Новый курс на сотрудничество в сфере безопасности также допускает зарубежные операции по тралению мин, а здесь мнения правящей Демократической партии и ее младшего партнера по коалиции, партии Комэйто, серьезно расходятся.
Позиция правительства, пытающегося выполнить обещания, данные США, без обсуждения в японском парламенте, совершенно неприемлема.
Поворотный момент в послевоенной истории Японии
Новый курс под лозунгом «активного пацифизма» расширит военную роль Японии в международном сообществе и кардинально изменит послевоенные пацифистские принципы, которые держали нацию на некотором расстоянии от зарубежных конфликтов.
Скорее всего это начнет сказываться на японском обществе, а также на политической ситуации в стране. Фактически этот курс является отходом от того пути, на который Япония встала после Второй мировой войны.
Что стоит за пересмотром оборонных отношений Японии и США? Опасения японского правительства, связанные с ростом китайского влияния. Логика у японских властей такая:
В военной сфере Китай может обойти Японию. Тем не менее если США и Япония будут сильнее Китая, в восточной Азии сохранится стабильность. Японо-американский союз станет сдерживающей силой, которая сбалансирует регион.
В соответствии с этой идеей Токио готов активно сотрудничать с Вашингтоном, чтобы выработать формат еще более тесного двустороннего сотрудничества в области безопасности и разработать совместный оборонный план. По всей видимости, новые принципы перечисляют все возможные действия Японии, в частности сбор информации, наблюдение и разведывательную деятельность, совместное реагирование на ситуации, которые могли бы серьезно повлиять на безопасность Японии или угрожают выживанию Японии, а также сотрудничество в космосе и киберпространстве.
Но лучшее ли это решение?
Да, в свете активизации Китая на море определенная сдерживающая сила необходима. Тем не менее это всего лишь верхушка айсберга: перед Японией в настоящее время стоят куда более серьезные проблемы. Единственный подход, с помощью которого Токио может обеспечить себе безопасность в долгосрочной перспективе, — взаимодействовать с Китаем и сдерживать его во всех возможных сферах, включая экономику и дипломатию.
Если все внимание уделять лишь военной сфере, миру и стабильности здесь не бывать.
Слишком тяжелая ноша
Какое же будущее уготовано Японии в соответствии с новым курсом?
Во-первых, теперь Токио придется тратить на оборону куда больше денег. Если силы самообороны развернут свою деятельность за рубежом, военные расходы, составляющие сейчас почти пять триллионов йен, вырастут на порядок. Сложно представить, что японцы с пониманием отнесутся к увеличению военных расходов в то время, когда правительство снижает затраты на социальный сектор ради восстановления финансового благополучия.
Возрастет нагрузка на сотрудников сил самообороны. В частности, сильно осложнится жизнь служащих сухопутных сил самообороны, которые должны будут выполнять задачи в близких к сражениям районах. Операции за рубежом связаны с риском возникновения ситуаций, в которых служащим сил самообороны придется стрелять — и в которых они могут получить пулю сами. Нельзя отметать и вероятность возникновения ситуаций, в которых японские военные будут вынуждены в результате поспешных решений открыть огонь по местным жителям.
Если Япония станет принимать военное участие в международных вопросах, она привлечет большее внимание террористов.
В последние годы было много случаев террористических нападений на «легкие цели», то есть цели с недостаточной охраной. Атаки на таких японских гражданских лиц, как дипломаты и члены неправительственных организаций, станут куда более реальным сценарием — как в стране, так и за рубежом.
Возможно, силам самообороны придется обеспечивать тылы американских войск при столкновениях с «Исламским государством». Американские ВС уже начали требовать, чтобы силы самообороны сами осуществляли патрулирование в Южно-Китайском море.
Может ли Япония избрать правильный курс?
Если Япония после составления списка мер по безопасности в соответствии с новым курсом ничего не будет делать, это подорвет японо-американский альянс. Сможет ли Япония принять свое собственное ответственное решение в случае жестких требований со стороны США?
За два с половиной года, которые Абэ занимает пост премьер-министра, он добился быстрого и резкого пересмотра системы японской безопасности.
Администрация Абэ создала Совет национальной безопасности, который служит центром разработки и осуществления политики безопасности. Впервые была создана стратегия национальной безопасности. Был принят закон о защите государственной тайны. Власти также отказались от трех принципов, которые много лет ограничивали японский экспорт вооружений.
Новый курс подчеркивает правительственные усилия в рамках альянса с Соединенными Штатами.
Например, правительство во многом подготовило закон о защите государственной тайны, чтобы усилить сотрудничество Японии и США в области безопасности.
Можно сказать, что новые принципы оборонного сотрудничества Японии и США — своего рода квинтэссенция мер, которые администрация Абе приняла для перестройки системы безопасности.
Тем не менее, пытаясь поспешно изменить политику безопасности в угоду Соединенным Штатам, а также обещая американцам пойти на различные спорные шаги, власти действуют слишком своенравно: в попытке быстро и резко сменить курс они не стали добиваться на то согласия внутри страны.
Скоро наступает 70-летие с момента окончания войны, и Япония вновь стоит перед лицом испытания. Сможет ли она выбрать правильный курс?