Заявление заместителя госсекретаря США Венди Шерман (Wendy Sherman) о том, что, если израильское правительство не будет придерживаться принципа мирного урегулирования ближневосточного конфликта «два государства для двух народов», то Вашингтону будет трудно защищать Иерусалим на международной арене, не содержало принципиальных изменений политического курса США. Вместе с тем, оно свидетельствует о повышении уровня риторики.
Тот факт, что в ее словах палестинская тема оказалась связана с иранской, тоже имеет значение. Для нынешней американской администрации эти вопросы взаимосвязаны, и позиция, которую США займут в ООН, зависит от того, что Вашингтон считает израильским вмешательством и попыткой воздействовать на Конгресс в отношении готовящегося соглашения по ядерной программе Ирана. Кстати, Шерман выступала со своим заявлением на либеральном еврейском форуме, и у этого есть прецедент — когда вспыхнул острый конфликт между премьер-министром Ицхаком Шамиром и президентом США Джорджем Бушем-старшим относительно гарантий по приему репатриантов из бывшего СССР, представитель американской администрации выступил на другом еврейском либеральном форуме и сказал, что США не смогут помочь гарантиями, если Израиль не прекратит строительства в поселениях за пределами «зеленой черты». То есть, тема может меняться, но способ действия останется прежним.
Но более важный вопрос относится к общей позиции США относительно палестино-израильских мирных переговоров. Не означает ли заявление госпожи Шерман и некоторые другие подобные высказывания, что Вашингтон готов отказаться от традиционного принципа, согласно которому, мирное урегулирование должно быть исключительно результатом прямых палестино-израильских переговоров? Нет ли в словах заместителя госсекретаря зондирования почвы перед поворотом в сторону односторонних действий?
Палестинцы уже готовят еще один проект резолюции Совета безопасности ООН по поводу своего государства, а Франция, и, возможно, другие страны, намерены выдвинуть свое предложение. Какими бы ни были эти инициативы, все они полностью лишают смысла переговоры и тем самым фактически отменяют резолюцию Совета безопасности ООН № 242, которая, в том числе, говорит о безопасных и согласованных границах, и в ней нет упоминания палестинского государства, равно как и требования полного отступления Израиля к границам 1967 года.
Бар-иланская речь Нетаньяху не вошла в историю
Позиция премьер-министра Израиля по поводу палестинского государства очевидна: он категорически против «одного государства для двух народов». Он не исключает полностью создания отдельного палестинского государственного образования. Он не хочет, чтобы Израиль контролировал чужой народ. Принципы, которых он придерживается, говорят, что его речь о мирном урегулировании, произнесенная в Университете Бар-Илан, по-прежнему актуальна.
Но дело в том, что Ближний Восток охвачен хаосом, а палестинские экстремисты из ХАМАС набирают силу и на Западном берегу, как показали недавние выборы в Бирзейтском университете. Нынешние условия не позволяют вести спешные переговоры о создании палестинского государства, которое наверняка станет плацдармом для террора против Израиля. Нетаньяху не намерен допускать этого, но его позиция не означает категорического отказа от создания палестинского государства в будущем.
Циники считают, что израильскому правительству следует выполнить требование американской администрации и объявить открыто о поддержке создания палестинского государства. По их мнению, палестинцы, упрямо отказываясь от компромиссов в вопросе возвращения беженцев, статуса Храмовой горы, соглашений по безопасности, сами сорвут мирный процесс. Тем не менее, подобное заявление правительства может спровоцировать отрицательную динамику, и в результате переговоры утратят смысл, так как их результат будет определен заранее.
Поэтому трудно считать заявления заместителя госсекретаря США чем-то иным, кроме попыток ограничить суверенитет Израиля в вопросе принятия решений, от которых зависит будущее страны