Российское государственное информационное агентство ТАСС 22 апреля подтвердило, что северокорейский лидер Ким Чен Ын приедет в Москву 9 мая на торжественные мероприятия по случаю Дня Победы. Глава КНДР будет одним из 26 иностранных лидеров, принявших приглашение Кремля.
Это будет первый заграничный визит Ким Чен Ына после того, как он возглавил КНДР в 2011 году. Его приезд в Москву станет также важной вехой в развитии двусторонних отношений. Недаром 2015 год в КНДР был объявлен годом «дружбы с Россией».
Отношения КНДР с Россией начали развиваться на фоне ослабления связей Пхеньяна с Пекином после третьих ядерных испытаний в Северной Корее, проведенных в феврале 2013 года. До распада СССР Москва была самым близким союзником Пхеньяна и главным торговым партнером КНДР. Но после окончания холодной войны эта роль перешла к Китаю, ставшему основным поставщиком экономической помощи, что породило опасения о чрезмерной зависимости от внешних поставок в стране, которая официально стремится реализовать доктрину чучхе — самостоятельности.
В 2013 году 90% северокорейского экспорта приходилось на долю Китая. В 2014 году торговый оборот сократился на 2,4% и достиг суммы 6,9 млрд. долларов США, и это оказалось первым снижением с 2009 года.
Тем временем экспорт северокорейской продукции в Россию в 2014 году достиг 10,17 миллионов долларов, что на 31,9% больше, чем в 2013 году. Разрыв между торговлей с Россией и с Китаем все еще очень велик, но эти числа показывают изменения в экономических отношениях закрытого государства с двумя влиятельными соседями.
КНДР начала искать сближения с Россией, чтобы уравновесить влияние Китая, а Москва в то же время обратилась на Восток ради демонстрации пренебрежительного отношения к санкциям, введенным после аннексии Крыма.
Возрождение интереса Кремля к Северной Корее связано также с поиском новых рынков для российского энергетического сектора. Россия ожидает, что спрос на нефть и газ в Северо-Восточной Азии сыграет ей на руку. В 2012 году Россия решила списать 90% двустороннего долга КНДР, составлявшего 10 миллиардов долларов. Оставшийся миллиард было решено инвестировать в инфраструктурные проекты КНДР. Выплаты по этому долгу расписаны на 20 лет. Планируется строительство крупного газопровода от месторождений в районе российского острова Сахалин через Корейский полуостров.
Этот вопрос вызывал интерес и у Сеула. Он продвигал участие южнокорейских компаний в строительстве железной дороги Хасан-Раджин, которая должна соединить КНДР с российской Транссибирской железной дорогой. Правительство Республики Корея считает этот проект связанным с «Евразийской инициативой», которую в 2013 году выдвинула президент Пак Кын Хе в рамках проекта по развитию региональной экономики путем объединения железнодорожных сетей Южной Кореи, КНДР, Китая и России. Первая поставка российского битуминозного угля в Корею состоялась в ноябре 2014 года, вторая ожидается в мае 2015 года.
В октябре 2014 года Россия и КНДР объявили о совместном предприятии «Победа» по восстановлению 3500 километров железных дорог между Чайтхоном и портом Нампо в обмен на доступ к углю и другим ресурсам, в том числе, титану, танталу и золоту.
Согласно данным института «Наутилус», Северная Корея располагает 4,5 миллиардами тонн антрацита, разновидности угля с высоким содержанием углерода и небольшими примесями, который применяется в металлургии. Экспорт в Россию может начаться до конца 2015 года. В течение 2014 года КНДР поставляла в среднем 1,2 миллиона тонн угля в месяц в Китай, получив миллиард долларов в 2014 году, и всего около пяти миллиардов долларов с 2011 года.
Другие отрасли сотрудничества включают поставку 50 тысяч тонн российской продовольственной помощи, соглашения с российскими дальневосточными властями по аренде земель северокорейскими фермерами, строительство моста через реку Туманная (сегодня желающие попасть из России в КНДР должны ехать через Китай), а также совместные военные учения с Народной Армией КНДР.
Россия — не единственная страна, связи с которой развивает КНДР, благодаря дипломатической активности министра иностранных дел КНДР Ли Су Ёна. Как правило, в КНДР должность главы МИД принадлежит известным фигурам, лишенным реальной власти. Ли, который занимал пост посла КНДР в Швейцарии с 1987 года по 2010 годы, присматривал за имуществом семьи Ким и был телохранителем Ким Чен Ына во время его учебы в Швейцарии, старается изменить ситуацию.
В прошлом году Ли совершил 18 иностранных визитов, начав с Алжира.
Переговоры о двусторонних отношениях прошли в Кувейте, где, по данным Института исследований Азии, находится наибольшее число рабочих из Северной Кореи после Китая и России, а также Гамбии, Мозамбике, Ливане, Лаосе, Мьянме, Индонезии, Кубе и Белоруссии. Торговое сотрудничество рассматривалось во время визитов Ли в Россию, Вьетнам, Сингапур, Сирию (где он встретился с Башаром Асадом в июне 2014 года), Иран и недавно в Индию.
Хотя индийский министр иностранных дел Сушма Сварадж устроила Ли допрос относительно торговли ядерными и ракетными технологиями (не упоминая Пакистан), она также сказала, что правительство Моди положительно рассмотрит вопрос об оказании КНДР помощи с продовольствием и образованием. В прошлом Индия поставляла нефть КНДР и уступала только Китаю в закупках северокорейских товаров, особенно серебра.
По историческим причинам Россия кажется естественным выбором для уравновешивания китайского влияния на экономику КНДР. Однако список стран, которые посетил Ли, показывает, что Пхеньян заинтересован в максимальном расширении числа торговых партнеров.